Чикагская социологическая школа кратко – Чикагская школа |  § 3. Социологические школы XX века  | Глава I Становление и развитие социологии  |  Читать онлайн, без регистрации

Содержание

Чикагская школа в социологии. Основные представители и направления деятельности.

Роберт Парк - основатель Чикагской школы в социологии(функционировала с 1915 по 1934 годы). Эта школа задавала тон во всех теоретических дискуссиях и определяла направления эмпирических исследований.

В эту школу входили американские ученые –Берджесс (1886 – 1966), Вирт (1897 – 1952), Маккензи, Зорбо, Андерсен, Фэрис, Трэшер, Котрелл, Хьюз. Их объединяют социально-экологический подход и тематика исследований.

Социально-экологический подход раскрыт в статьях Парка «Экология человека», «Физика и общество», Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок» и работах Маккензи «Экологический подход к изучению человеческого сообщества», «Область человеческой экологии», «Понятие господства и организация мира».  Суть: человеческое общество следует изучать в соотнесении с окружающей его средой, в изучении социальной жизни людей могут быть применены некоторые общие экологические принципы, разработанные в растительной и животной экологии. Считали, что к человеческому обществу применены те же принципы, которые определяют жизнь растительного и животного мира: каждое социальное образование так или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве, что роднит человека с растениями и животными.

Уровень существования, на котором к чел.обществу применимы те же эколог.принципы животного и растительного мира, называется биотическим. Люди функционируют как обособленные живые организмы, передвигающиеся в пространстве и связанные узами взаимозависимости. Организует людей конкуренция за те или иные ресурсы. Люди занимают определенные ниши, на базе элементарного разделения труда между ними образуется целостная территориально закрепленная единица – сообщество, в котором живые организмы являются элементами.

Над биотическим уровнем надстраивается культурный уровень - тут люди абстрагируются от аспектов существования как животные организмы, начинают активное взаимодействие на базе коммуникации. Культурный уровень - уровень обычаев, норм, ценностей, здесь основным является коллективное (корпоративное) действие. Основополагающим для коллективного действия является принцип кооперации.

Для изучения в качестве единицы анализа выбрали сообщество – экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждой единицы определяется ее связью со всеми другими единицами. Они сосредоточились на изучении соц.проблем , которые имеют место в городских сообществах. Изучали население Чикаго. Считали, что социальные проблемы - это проблемы города. Город – социальная лаборатория, в которой может быть досконально изучена природа человека и цивилизация. Должен изучаться как пространственная конфигурация и моральный порядок. В качестве общей схемы для его изучения предложили зонирование. На его базе была разработана концентрическая модель городских зон (ее описание в статье Берджесса «Рост города: введение в исследовательский проект»). Согласно этой модели, город разделяется на 4 зоны. Территориальная структура связана с экологическим распределением и сегрегацией различных видов деятельности, выступает портретом общества.

Выделяли естественные ареалы – отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы. В 1923-1924гг Берджессом была разработана «Карта социальных исследований Чикаго».

На базе городских исследований выпустили монографии: Бродяга (Андерсен), банда(трешер), гетто (Вирта), негритянская семья в Чикаго (Фреэзера), золотой берег трущобы (Зорбо).

 Много исследований посвятили СМИ, изучению феномена маргинальности и другим социальным проблемам: преступность, бедность, душевные расстройства, самоубийства, отклоняющееся поведение в молодежной среде, бродяжничество, ослабление солидарности семьи, проблемы иммигрантских сообществ.

Важнейший вклад – разработка процедур изучения города, теоретический анализ городских структур, процесса и образа жизни.

С середины 30-х гг – закат Чикагской школы.  Причины:

1. Американские социологи стали обращать внимание на научность своих исследований, результат чего – стремление использовать сложные технические процедуры, основанные на анализе статистических данных. Чикагская школа же основывалась на субъективных представлениях людей.

2.              Все больше социологов выражали возмущение господствующим положением представителей Чикагской школы. В противовес в 1930г. было основано Восточное социологическое общество и учрежден новый офиц.журнал «Американское социологическое обозрение»

Следующее из ответов др.групп – просто к сведению

В чикагском университете оставались в середине 30х некоторые известные социологи, но в то же время есть ряд причин, по которым некий закат социологии в Чикагской школе имел место - ревность социологов из других университетов к их положению. Образовалась лига Плюща, куда вошли представители других университетов социологической науки. На первом этапе сочетались журналистская и антропологическая модели исследования. На втором (с начала 1940-х до 1960-х гг.) Чикагская школа разработала в качестве особой техники включенное наблюдение. В ней применялась расширенная антропологическая модель в отношении к группам и окружению в обществе, в котором жил сам исследователь. Появились три принципа: изучать людей в естественном окружении или ситуации; изучать людей посредством прямого взаимодействия с ними: достигать понимания социального мира и делать теоретические заключения о перспективах членов группы.

Со временем метод сместился от точного описания к теоретическому анализу, основанному на участии исследователя в поле.

students-library.com

Чикагская школа социологии

Чикагская школа социологии (другое название Чикагская школа человеческой экологии) группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города.

Направления исследований [править]

Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом населения американских городов во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого столетия. Так Чикаго из небольшого поселения в 1840 г. (с населением 4470 человек) стал крупным городом с населением около 500 тыс. человек в 1880. Через десять лет его население выросло до одного миллиона, и в 1930 г. — до 3,5 млн человек.

Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именемРоберта Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Бёрджесс, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.

Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.

Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Уильям Томас и Флориан Знанецкий в исследованиях проводившихся между 1918—1920 годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них 

урбанистической среде американских городов. Ими было введено понятие социальной дезорганизации. Социальная дезорганизация — это «ослабление влияния существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы»[1] Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.

Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.

Представители [править]

Наиболее видные представители первой чикагской школы: Нелс Андерсон (Nels Anderson), Эрнст Берджесс (Ernest Burgess), Рут Шонл Кэйван (Ruth Shonle Cavan), Франклин Фрэйзир (E. Franklin Frazier), Эверет Хьюз (Everett Hughes), Родерик Макензи (Roderick D. McKenzie), Джордж Герберт Мид, Роберт Парк (Robert E. Park), Вальтер Реклис (Walter C. Reckless), Эдвин Сатерленд, Уильям Томас (W. I. Thomas), Фредерик Зрашер (Frederic Thrasher), Луис Вирт (Louis Wirth), Флориан Витольд Знанецкий.

В 1950-х годах формируется второе поколение чикагской школы социологии ядром которой стали Говард Беккер, Эрвинг Гоффман, Ансельм Страусс (Anselm Strauss), Гари Файн (Gary Fine) и другие.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Перевод

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

— теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно-стадиального подхода к истории с Э.д. История проходит, по Марксу, 

ряд ступеней (общественно-экономических формаций), своеобразие каждой из которых определяется экономической структурой общества, совокупностью производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Переход к следующей, более высокой ступени вызывается тем, что постоянно растущим производительным силам становится тесно в рамках старых производственных отношений. Экономическая структура есть тот реальный базис, на котором воздвигается и с изменением которого меняется юридическая и политическаянадстройка.  Под влиянием критики Маркс попытался несколько смягчить положение об однонаправленном характере воздействия экономического базиса на идеологическую надстройку (науку,искусство, право, политику и т.п.) и учесть обратное воздействие надстройки на базис.  Э. д. является основой т.н. материалистического понимания истории, которое «конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные 
классы
 и в борьбе этих классов между собой» (Ф. Энгельс).

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Перевод

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

        социологич. направление, пользовавшееся значит. влиянием в Германии и США в кон. 19 — нач. 20 вв. Её гл. представителей Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Л. фон Визе, А. Фиркандта, Г. П. Беккера объединяло стремление в противоположность распространённым в тот период исто-рико-эволюционистским концепциям построить науку об обществе на аналитич. основании. Соответственно предметом Ф. с. стали не конкретно-историч. социальные явления, а «чистые формы социальности», т. е. то общее, что свойственно всем обществ. явлениям: формы социального взаимодействия или социальных отношений (см. Г. Зиммель, Социальнаядифференциация, пер. с нем., М-, 1909. с. 5).

        Теннис и Зиммель вырабатывали детальные классификации форм социальной жизни, долженствовавшие лечь в фундамент широких историко-социологич. обобщений. Теннис выделял три типа социальных сущностей или форм социальной жизни: социальные отношения, группы, объединения. Им были также разработаны классификации норм 

(нормы социального порядка, права, морали). Каждый из этих типов разделялся на целый рядподтипов, в результате чего складывались многоуровневые разветвлённые классификации, включавшие в себя все формы социального взаимодействия.

        Зиммель уделял большее внимание самому понятию социальной формы. Противопоставляя форму содержанию, он противопоставлял «материю» социального взаимодействия: цели, потребности, стремления индивидов наиболее часто повторяющимся, характерным для всех эпох структурам взаимодействия: господство, подчинение, соперничество, разделение труда и т. п. При этом Зиммель часто объединял по формальному признаку структуры, обладающие различным культурно-историч. содержанием:христ. секты и раннее коммунистич. движение, супружеский конфликт и воен. столкновение, подчинение солдата офицеру и рабочего предпринимателю.

        В отличие от Тенниса и Зиммеля, видевших в разработке классификации социальных форм лишь анали-тич. основание социологии, Визе целиком сосредоточился на изучении и классифицировании форм социального взаимодействия, отрицая 

необходимостьанализировать в социальной науке их содержание. В результате Ф. с. Визе оказалась гигантским «аннотированным каталогом» типов межиндивидуальных взаимодействий и формирующихся на их основе более устойчивых образований. Будучи позитивистом по своимфилос. взглядам, Визе считал реально существующими лишь чувственно наблюдаемые взаимодействия, в результате чего он объявил социальные классы «фикцией», а такие проблемы, как классовая борьба, классовое господство и т. п.,— псевдопроблемами.

        Опыт показал, что построение формальных классификаций не может быть успешным без сочетания с содержательным теоретич. анализом. Вместе с тем предпринятая Ф. с. попытканауч. анализа бесконечного многообразия социальной жизни и строгое определение понятий и терминов социальной науки оказали значит. влияние на развитие социологич. исследований. Многие из разработанных классификаций используются в символич. интеракционизме, структурном функционализме, социальном бихевиоризме и др.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и, следовательно, призна­ние необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все луч­шее. У естествознания социология заимствует приверженность к точ­ным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъектив­ного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Ис­ходя из своего представления о предмете социологии и ее месте сре­ди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологи­ческих принципов, на которые, по их мнению, опирается социологи­ческое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия

между социальной теорией и действительностью.

2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

Строгое следование этим двум правилам может создать впе­чатление, что социологическая теория не имеет объективного, обще­значимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллекту­альной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям».Ценностное суждение

всегда личностно и субъ­ективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравствен­ной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, выска­зывание: «Вера в бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности

- это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше приме­ре эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимо­действия религии и разных сфер общественной и личной жизни чело­века, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценнос­тям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.

Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные пред­почтения? М. Вебер отвечает так:

5) Изменение ценностных предпочтений социолога определя­ется «интересом эпохи»,

Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

то есть социально-историческими обстоя­тельствами, в которых он действует.

Каковы же инструменты познания, через которые реализу­ются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит фиксирующее в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не эмпирическое мно­гообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей.

Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, какчистых форм.

Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вы­членить сферу ценностную как область идеального и на основе это­го построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геомет­рию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма

- это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их жела­ний, стремлений и других психологических актов. Формально-гео­метрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вооб­ще, институты вообще и построить такую систему, в которой соци­ологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпи­рических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а пред­ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае­мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате­лем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предель­ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реально­сти. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Иде­альные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Г.Зиммель

studfiles.net

- Чикагская школа. Основные этапы развития социологической мысли

Похожие главы из других работ:

Европейская и американская социологические школы: общее и особенности

2.4 Российская социологическая школа

Путь к профессиональной социологии оказался в России гораздо более сложным, чем в других европейских странах и США, прежде всего потому, что российская культурная традиция была ориентирована не на прагматизм и эмпиризм...

Марксистская школа в социологии

2.1 Марксистская школа

В истории новоевропейской социально-экономической мысли эта школа представляет явление необычное, экстраординарное. Используя лучшие достижения классической социально-философской мысли - французскую просветительскую философию...

Мифические аспекты идентификации

4. Французская социологическая школа

У истоков новых мифологических теорий наряду с Фрэзером и Малиновским, открывшими функционально-ритуальный аспект первобытной мифологии, стоят также Э. Дюркгейм и особенно Л. Леви-Брюль, представители французской социологической школы...

Основные направления социальной работы с участием женщин

Диагностическая школа

Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в таких специалистах была очень велика...

Основные направления социальной работы с участием женщин

Функциональная школа

Это направление начинает развиваться с 30-х годов XX века в Пенсильвании. Клиент по-прежнему в центре внимания социальных работников, но методику индивидуальной психотерапии представители этой школы строят на процессе помощи, на том...

Основные этапы развития социологической мысли

2. Французская школа

- "Социологизм" Эмиля Дюркгейма Ближе всего к идеалу подошла концепция социологического знания Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917), который в работе "Правила социологического метода" сформулировал принципы социологи...

Основные этапы развития социологической мысли

3. Немецкая школа

...

Основные этапы развития социологической мысли

4. Английская школа

В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер(1820-1903гг.) Он был основателем структурного функционализма, который относят к ведущим доктринам. С точки зрения функционализма...

Особенности ресоциализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы

2.1 “Школа” подготовки к освобождению

Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд...

Понятие общества как системы

4.Чикагская социологическая традиция

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США...

Психологическая школа в социологии

2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа

1. Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828 - 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 - 1904 г.)...

Социальная беспризорность как антропологическая проблема

Расово-антропологическая школа

XX век - является веком ярких исторических событий, научных открытий, исследований. Резкий скачок происходит в развитии новых технологий, в изучении человека...

Социологические концепции менеджмента

2.1 "Классическая" школа

Родоначальником науки управления считают американского инженера и ученого Фредерика Тейлора (1856 - 1915). Именно ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро...

Социологические концепции менеджмента

2.2 Школа "человеческих отношений"

Одним из критиков старого и одновременно родоначальником нового направления в социологии менеджмента считается американский философ, политолог и психолог Мэри Паркер Фоллетт (1868 - 1933)...

Толпа и массовое поведение

a) Школа, колледж, ВУЗ

Рассмотрим такую социальную форму организованной толпы как школьный класс, учебная группа колледжа или ВУЗа. Здесь есть организация: староста, куратор и преподаватели. Есть цель: получение образования...

soc.bobrodobro.ru

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА - Социология. Шпаргалка

Основоположником первой институциональной академической школы считается А.В. Смолл (1854–1926): он исследовал деятельность группы, считая что это главная единица социального исследования Именно движение этих групп, столкновение их интересов дает развитие социальному процессу.

Чикагская школа прошла в своем развитии несколько этапов. Первый этап связан с деятельностью А. Смолла, Д. Дьюи, Дж. Г. Мида, Т. Веблена (с основания школы до Первой мировой войны), которые сформировали мнение о необходимости перестройки общества на основе компетентных, научных исследований. Представители чикагской школы тесно сотрудничали с администрацией и политическими деятелями, благодаря чему в США сформировалась ориентация на либерализм в принятии политических решений.

Второй этап (с Первой мировой войны до начала Второй мировой войны). Представители – Р. Парк и Э. Берджесс. Главное внимание было уделено проблемам урбанизации, семье, социальным дезорганизациям. Р. Парк исследовал биологические факторы формирования социума и экономические аспекты, разработал теорию социальной экологии города. Э. Берджесс продолжил разработку этой теории, акцентируясь на проблемах урбанизации, а также работал над социальными патологиями и социализацией.

Третий этап (конец 30‑х – начало 50‑х гг. XXв.) Самым ярким его представителем считается У. Огборн, также называют Эверетта Хьюза, Самуэля Стауффера, Луиса Вирта. Основное внимание уделялось социальным изменениям, проблемам урбанизации Л. Вирт разработал концепцию о межличностных связях в городской среде, сравнивая родовые отношения с формально‑ролевыми.

Четвертый этап (с 50‑х гг. до наших дней) – одно из направлений современной социологи (Г. Блумер М. Яновица, Г.Дж. Блумер, Дж. Г. Мид).

Чикагская школа разработала основополагающие концепции социологии, внесла вклад в методику исследования методов познания, предложила новый взгляд на общественные явления, их функциональную роль.

students-library.com

Чикагская социологическая школа - История социологии Библиотека русских учебников

В. США социологической школой, начавшем свою деятельность во время классического этапа и продолжившей ее уже за его границами, была. Чикагская. Под. Чикагской школой принято понимать направление научной с социологической деятельности теоретических и преимущественно эмпирический исследователей, сотрудничавшим на кафедре социологии (социологическом факультете). Чикагского университета в период между 1892 - м и 1935 гг. В рамках этого периода в деятельности школы можно выделить два этапа: подготовительный и этап активного функционирования, на который падает пик ее творчества. Рассмотрение второго этапа, св. Обязательства с возникновением и развитием зарубежной эмпирическое социологии в 1920-1930-е гг, будет осуществлено в специальной главе второй части учебникника.

Здесь же предлагается характеристика. Лишь первого этапа, связанного с появлением. Чикагской социологической школы (1892-1915), то с момента основания социологического факультета. Чикагского университета а к оформления центральных идей эмпирическое социологии лидерами школы. Р. Парком и. Э.. Бёрджессом. Небезынтересно отметить, что термин"Чикагская социологическая школа"появился во время приближающегося ее кризиса, в 1930 г, принадлежит он исследователю работ школы. Л. Бернарду, сами же основатели и наиболее яркие. Представители этого направления"школой"себя не называлазывали.

Рассматриваемый этап существования. Чикагской школы характеризуется стремлением к. Созданию единой исследовательской программы, которую, однако, сформулировать полностью так и не удалось. Зато ни были решен ны другие задачи,. Которые позволили собрать вокруг кафедры социологии и социологического факультета университета немало сторонников соединения теоретических и эмпирический исследований. Так, в 1895 г б ыл создан первый в мире социологический журнал -"Американский журнал социологии"("American Journal of Sociology"). В отличие от"социологический ежегодник", выходившего во. Франции, периодичность ам ериканского журнала составила один номер в месяц. Следует отметить, что. Этот журнал под таким же названием продолжает выходить и сейчас и является, таким образом,. Старейшей социологическим периодически м изданием в мире. Через 10 лет после выхода его первого номера, в 1905 г, возникло. Американское социологическое общество, впоследствии. Американская социологическая ассоциация (АСА). Она также продолжаем т свою работу по сей день. Первым ее президентом и основателем. Был. Известный американский социолог. Л. Уорд. Затем на этом посту побывалы почти все известнейшие американские социологи XX в (по положению президенты ассоциации избираются на каждый год новыей год новые).

На возникновение и деятельность. Чикагской социологической школы большое влияние оказали идеи американской философии прагматизм. Это ни были концепции. М. Пирс,. В. Джемса,. Дж. Дьюи. Кстати, интересно отметить ь, что первой. Чикагской научной школой в области социального знания была. НЕ социологическая, а философская школа прагматизм и инструментализма, которую возглавлял. Дьюи. Его взгляды, особенно в области развития личности, образования, воспитания, оказали значительное воздействие на содержание социологических трактовок многих социальных проблем. В частности, одна из центральных идей. Дьюи заключалась в том, что общество можно создавать и развивать только посредством воспитания людей, цель же последнего - формирование у человека стремления к достижению успеха как универсального образца поведения. Для молодой американской социологии эта теоретическая позиция стала одной из ключевых, особенно с учетом того обстоятельства, что развитие. США на рубеже веков было тесно связано со стремлением всего обще ства, каждого конкретного человека к практической полезности действий и достижениям в любой сфере деятельности как самоцельсамоцели.

В рамках первого, или подготовительном, этапа школы тон задавала так называемая"большая четверка"отцов-основателей:. А. Смолл (основатель социологического факультета),. М. Хендерсон,. Д. Винсент,. В. Томас с из этой четверки на последующем этапе развития и расцвета школы. Лишь. Томас усилили свое влияние благодаря написанию совместно с польским социологом. Ф. Знанецкий ставшей впоследствии знаменитой пятитом ной работы"Польский крестьянин в. Европе и. Америкеерике".

Поскольку деятельность школы группировалась вокруг социологического факультета. Чикагского университета, необходимо сказать хотя бы кратко о ее направленности и подготовке социологов-профессионалов, ко оторая здесь велась. Уже на подготовительном этапе школа отличалась стремлением к постановке, анализу и решению конкретных социальных проблем, поскольку именно в этом состояла потребность бурно развива ющегося американского индустриального общества, переживавшего на рубеже веков мощный экономический подъем, приток громадном количества эмигрантов и ярко выраженный процессы урбанизацыи.

Руководители созданного в конце XIX в. Чикагского университета и прежде всего его основатель. В. Харпер считали, что в первую очередь необходимы эффективные социальные реформы, направленные на оптимизаций ию жизни быстро растущего города. Чикаго. Поскольку половину его населения составляли эмигранты (ирландцы,. Итальянцы, поляки, немцы, скандинавы, евреи и тд), переживавшие. Серьезные трудности адаптации к абсолютно новым для них условиям жизни, постольку нужны были, с одной стороны, меры социальной контроля, с другой - усилия по установлению согласия между различными группами населения. Отсюда вытекал а суть проблемы, стоя перед социологами, - прояснит и объяснить до конца ситуацию и палатки пути ее оптимизацийизации.

На выработку реформистскому подхода к решению. ЭТИХ задач была нацелена подготовка и деятельность социологов. Здесь проявилась еще одна существенная особенность зарождающейся. Чикагской школы: академичес ское образование, обучение студентов тесно увязывалось с проведением исследований под руководством профессоров. По существу, процесс обучения в. Значительной своей части осуществлялся в ходе подготовки и проведения исследований, обработки полученных данных и написания соответствующих материалов. При этом исследования, что было обязательным требованием к ним, посвящались. Исключительно конкретным пробл емами жизни города и социальных общностей (групп), обитавший в нем. Но, несмотря на эмпирический характер многих исследований, в проблемах социологической теории. Также не забывалы,. Уделяя им определенно е, хотя и не такое, как конкретным изыскания, вниманание.

Этому способствовали. Опубликованные отцами - основателями. Чикагской школы книги и статьи, в том числе и первый учебник по социологии, изданный в 1894 г в. Чикаго (авторы -. Смолл и. Винсент). Он. Был неболь льшим по объему, написан в виде брошюры, в которой излагались в основном теоретические взгляды. Смолла. Следующие, более фундаментальные учебники появились, спустя более чем четверть века (в частности, книга. Парка и. Бёрджесса"Введение в науку социологию"была изданий в 1921 г г.).

Уже на подготовительном этапе. Чикагской школы стали практиковаться социологические семинары, в которых участвовали не только преподаватели и студенты факультета, но и заинтересованные в изучении конкр ретных проблем лица. Это могли быть работники государственных и муниципальных структур, члены политических партий и движений, бизнесмены, представитель спонсорских, благотворительных и филантропических фондов и тд. Постепенно складывался прообраз творческого содружества,. Который в полной мере реализовался уже в рамках второго этапа работы. Чикагской социологической школолы.

В результате в ходе подготовительно этапа удалось добиться главной цели - привлечь внимание американского (и не только, но его в первую очередь) общества к социологии, реализовать задачу ее институц ционализациы и создать все. Необходимые предпосылки для плодотворных творческих исследований на следующем этапе деятельности школы. На раннем этапе ни были сформулированы профессионально-этические установки и социологической деятельности и обучения ей. Американская социология (в лице. Чикагской школы) оказалась подготовленной к появлению, вслед за теоретической линией развития, эмпирическое ветви исследова ний в качестве самостоятельного их направления. Благодаря работам школы в. Этот период американская, а вслед за ней и мировая социология оказались на пороге нового витка развития, связанного с полномасш табным проведением конкретных эмпирически исследований и разработкой методологии, методики и техники их осуществления. Социологическая наука постепенно вступает в новый этап своего развитиития.

. Вопросы и задания

1. Какой этап возникновения и развития социологии. Считают классическим и почему?

2. Дайте общую характеристику классического этапа социологии и. Расскажите, что означает ее. Институционализация

3. Какие национальные центры развития социологии в. Западной. Европе и. США вам известны?

4. Назовите основные направления в западной социологии XIX - начала XX в,. Рассматриваемый как ее парадигмы. Почему. Эти направления выступают именно в таком качестве?

5. Вспомните общую характеристику позитивизма, которая давалась в самом начале изучения курса. Какие дополнительные знания этого направления у вас появились к концу изучения западной социологии XIX - ачало XX вв.?

6. Что главное, существенное вы можете выделить в марксизма как социологической парадигме?

7. Почему веберианство рассматривают как одну из наиболее значимых парадигм и в то же время одно из самых фундаментальных направлений в социологии?

8. Назовите и охарактеризуйте общие черты западной социологии XIX - начала XX в

9. Что означает понятие социологической школы?

10. Расскажите о социологической школе. Э.. Дюркгейма во. Франции

11. Как и почему зародилась. Чикагская социологическая школа?

. Литература

1. Арон. А. Этапы развития социологи ческой мысли. М, 1993

2. Гофман. АБ. Семь лекций по истории социологии. М, 1995

3. Громов. И. А,. Мацкевич. АЮ,. Семенов. В. А. Западная теоретическая социология. СПб, 1996. История социологии в. Западной. Европе и. США. М, 1999

4. История социологии и история социальной мысли: общее и особенное ("круглый стол") / /. Социол исслед 1996. М ° 10, № 11

5. История теоретической социологии:. В 4 т. М, 1997. Т 1

6. Капитонова. ЭЛ. История и теория социологии. М, 2000

7. Култыгин. ОП. Классическая социология. М, 2000

uchebnikirus.com

Чикагская школа социологии Википедия

Чикагская школа социологии (другое название Чикагская школа человеческой экологии) группа социологов Чикагского университета, работавшая в первой половине XX века. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города.

Направления исследований

Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом населения американских городов во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого столетия. Так Чикаго из небольшого поселения в 1840 г. (с населением 4470 человек) стал крупным городом с населением около 500 тыс. человек в 1880. Через десять лет его население выросло до одного миллиона, и в 1930 г. — до 3,5 млн человек.

Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Роберта Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Бёрджесс, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.

Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.

Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Уильям Томас и Флориан Знанецкий в исследованиях проводившихся между 1918—1920 годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Ими было введено понятие социальной дезорганизации. Социальная дезорганизация — это «ослабление влияния существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы»[1] Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.

Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.

Либеральная социология развивалась преимущественно в США. Важнейшее значение в этом процессе сыграла Чикагская школа. Ярче всего принципы либеральной идеологии проявляются у первого поколения этой школы, которая ставила перед собой задачу, с одной стороны, дать либеральный ответ на вызовы, сформулированные марксизмом и марксистской социологией, а с другой, воспрепятствовать на практике тому, чтобы марксистские прогнозы относительно обострения классовых противоречий сбылись бы в масштабе достаточном, чтобы поставить под угрозу существование капиталистической системы. В этой озабоченности чикагцев практической политикой выразалась глубокая идеологичность всего этого направления. Более того, представители чикагской школы активно взаимодействовали с администрацией города Чикаго, убеждая её активно и системно использовать социологию для противодействия социальной нестабильности и предупреждения классовых трений.

«Основоположником чикагской школы был А. Смолл  (1854—1926), первый в США профессор социологии. Базовым сырьевым материалом социального процесса является, по Смоллу, деятельность группы. Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, и неизбежный конфликт этих интересов придает динамику социальному процессу. Формируя концепцию социального конфликта, Смолл (опирался на работы К.Маркса, экономиста А.Вагнера (1835-1917), социологов Шеффле (1831-1903), Гумпловича). В то же время он полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают под авторитетным контролем государства, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов».

В этом подходе мы видим основополагающую черту американского либерализма – апелляцию к государству в качестве инстанции, способной смягчить классовые и групповые противоречия через проведение сбалансированной политики, не нарушающей при этом основные принципы свободы рынка и не ограничивающей либерализм, но заинтересованной в сохранении общей системы через пристальное внимание к каждому конкретному случаю социального дисбаланса или институциональной дисфункции. Одним из инструментов такой упреждающей или гасящий классовые трения деятельности государства чикагские социологи считали сближение социологии с государственным управлением. С марксисткой точки зрения, такая социология могла бы быть названа «штрейкбрехерской», что получило в истории социологии специальное название – «хотторнский эффект» (знаменитая история, когда группа социологов, – в частности, основатель индустриальной социологии Элтон Мэйо, —  внедренная для изучения общественного мнения в коллектив рабочих, вызвала активные протесты с их стороны после того, как они распознали в деятельности социологов исполнение заказа владельцев, ведущее в перспективе к увеличению трудовых затрат, к ущемлению экономического благополучия, прав и свобод рабочих, как они это понимали). 

Со Смоллом тесно сотрудничали прагматист Джон Дьюи,  интеракционист Джордж Герберт Мид, институционалист Торстейн Веблен.

Г. Осипов справедливо замечает:

Первое поколение Чикагской школы — Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества. Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, на цивилизованность, рациональность форм такого господства

.

Типология индивидуума и социальная ситуация

Так как индивидуума стоит в центре всего социологического метода либерализма, закономерно, что именно ему в либеральной социологии уделялось основное внимание. Пристальное внимание к индивидууму и к микроситуациям, в которых он оказывается (так называемое «case studies» – изучение конкретного случая), характерно и для других представителей чикагской школы – в первую очередь — Уильяма Томаса (1863 — 1947) и Флориана Знанецкого (1882 — 1958).

У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части:

1)    объективные условия, заложенные в существующих социальных теориях и ценностях;

2)    установки индивида и социальной группы;

3)    формулирование существа ситуации действующим индивидуумом.

В совместной работе со Знанецким Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями. В этом мы видим классический мотив либерализма, объясняющий социальные дисфункции через конфликт индивидуального начала социальным.

Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения:

•    необходимость нового опыта, 

•    обеспечение безопасности, стабильности своего образа жизни, 

•    потребность в признании себя со стороны окружения и

•     жажда господства над своим окружением.

Индивидуальную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом. Здесь мы имеем дело с попыткой психологического объяснения постоянства индивидуума через его врожденные психологические свойства – в данном случае, через «темперамент».

Отсюда уже один шаг до типологии индивидуумов, построенной на признании у них фиксированных свойств.

«Томас и Знанецкий строят эту типологию на анализе механизмов социальной адаптации.

Согласно их теории, есть три основных типа

•    обывательский (мещанский) тип – он  характерен традиционностью своих установок; 

•    богемный тип – он отличается нестойкими и мало связанными установками при общей высокой степени адаптации; 

•    творческий тип — наиболее значимый для социального прогресса, способный на порождение изобретений и инноваций.

Знанецкий ввел в социологию понятие человеческого коэффициента, означающее личностно значимый аспект человеческого опыта данного индивидуума. Его учет, по Знанецкому, обязателен при анализе деятельности личности и означает её понимание социальной ситуации». 

Представители

Наиболее видные представители первой чикагской школы: Нелс Андерсон (Nels Anderson), Эрнст Берджесс (Ernest Burgess), Рут Шонл Кэйван (Ruth Shonle Cavan), Франклин Фрэйзир (E. Franklin Frazier), Эверет Хьюз (Everett Hughes), Родерик Макензи (Roderick D. McKenzie), Джордж Герберт Мид, Роберт Парк (Robert E. Park), Вальтер Реклис (Walter C. Reckless), Эдвин Сатерленд, Уильям Томас, Фредерик Трэшер (Frederic Thrasher), Луис Вирт, Флориан Витольд Знанецкий.

В 1950-х годах формируется второе поколение чикагской школы социологии, ядром которой стали Говард Беккер, Ирвинг Гофман, Ансельм Страусс (Anselm Strauss), Гари Файн (Gary Fine) и другие.

Примечания

  1. ↑ Thomas, W. I. (1966). Social disorganization and social reorganization. In: M. Janovitz (Ed.), On social organization and social personality: Selected papers (pp. 3-11). Chicago and London: The University of Chicago Press.,p.3

Литература

  • Чикагская школа / В. Г. Николаев // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — 290 с. (Сер.: Теория и история социологии).
  • Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М., 2010. - 322 с. - Сер.: Теория и история социологии).
  • Парк Р. Избранные очерки: Сб. переводов. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и пер. с англ. В. Г. Николаев; Отв. ред. Ефременко Д. В. — М., 2011. — 320 с. — Сер. «Теория и история социологии».
  • Осипов Г. «История социологии в Западной Европе и США», М., 2001

wikiredia.ru

Социология Чикагской школы: основные особенности

В университете Чикаго возникла первая и в течение дол­гого времени ведущая школа социологии в Америке; ее вли-яние было определяющим начиная с рубежа веков вплоть до 30-х годов. Чикагскую школу характеризуют следующие ос­новные особенности.

1. Существовавшая с момента основания отделения со­циологии ориентация на социально-политические реформы, в том числе практическая заинтересованность в использова­нии социологии в плане социальной технологии. Это было характерно уже для существовавшего с середины XIX века «Движения социальных наук», результатом которого стало основание в 1865 году Американской ассоциации социальных наук. Ее представители опирались на Фурье, Конта и Спенсера и стремились к социальной реформе с помощью «социаль­ных наук», направляемой филантропическими интересами. Эта «социальная наука», ориентированная на реформы, не считала себя строго академической дисциплиной, которой занимается лишь узкий круг ученых, скорее, она была досто­янием широких кругов интеллигенции, причем не только ученых. Она уже давно была широко известна в колледжах, но лишь позже получила доступ в высшую школу. Здесь она должна была доказать свое право считаться серьезной нау­кой, познающей закономерности общества, и в этих целях она обратилась к европейской социологии, к традициям Конта и Спенсера. Так социология получила доступ в американ­скую высшую школу, причем в основном благодаря инициа­тиве отдельных людей, которые пытались объединить цели социальных реформ и научный анализ. Так случилось и при основании отделения социологии Чикагского университета; первый руководитель этого отделения, Альбион Смолл, как уже упоминалось, продемонстрировал эту реформистскую направленность, связанную с акцентом на особой компетен­ции социологии как отдельной науки. Та же тенденция от­личала Уильяма А.Томаса и Роберта Э.Парка, преемников Смолла, хотя и с существенными изменениями, которые так­же стали особенностями Чикагской школы социологии.

  1. Как Томас, так и Парк пришли к социологии не из концептуальных соображений, то есть они были заинтересо­ваны не в систематике и создании теории, а в повседневнойжизни людей, сведения о которой они собирали из первых рук. Они не только посылали студентов «на улицу», чтобы проводить прямые наблюдения и опросы; профессора сами таким же образом собирали «человеческие документы». Ка­чественное, эмпирическое изучение повседневного мира людей определило стиль социологии Чикагской школы.

  2. При этом речь шла о темах и объектах, которые каса­лись влияния промышленного развития, роста городов, мас­совой иммиграции и т.д. на жизнь людей, их опыт и реак­ции. В центре внимания находились не проблемы эволюции общества в целом, а повседневная жизнь и поведение людей здесь и сейчас в зависимости от общих социальных, эконо­мических и политических условий и их изменений, короче говоря, темой Чикагской школы социологии были «соци­альные проблемы».

  3. Именно Чикагской школе удалось связать социологию с экологией и географией, историей и экономическими дис­циплинами. Укреплением этих связей в целях уточнения пред­ставлений о собственном предметном поле непосредствен­но занимался Роберт Парк. Он предложил новое названиенауки—«социальная экология», или «экология человека». В нем содержалось признание неразрывности связей между обществом и природной средой, необходимости поддержа­ ния равновесия в экосистеме, которая находится в постоян­ном изменении.

Джордж Г.Мид преподавал римерно в то же время, что и Томас и Парк в Чикаго, однако социологи почти не прини­мали его во внимание. Хотя они так же, как Кули и Мид, придерживались ярко выраженной социально-психологиче­ской ориентации, но они не интересовались социальным ге-незом «Я» (Self) как такового, а исходили из его данности, причем они никогда, подобно Миду, не рассматривали «Я»(Self) как просто социальное «Я» (Self). Для них процессы приспособления индивидов всегда оставались чем-то внеш­ним, чем-то, что противостоит индивидуальному «Я» (Self) и может надеваться, как маска, как выразился Роберт Парк, намекая на первоначальное значение слова «персона» (=мас-ка). Поэтому они были ближе, скорее, к культурно-антропо­логическому пониманию роли, как, например, Ральф Линтон. Отсюда социологическое понятие роли приобрело значение чего-то вначале внешнего для индивида, что он принимает и «играет».

Конец золотого века Чикагской школы большинство ис­следователей относит к середине 30-х годов, времени есте­ственного ухода с научной сцены блестящей плеяды социоло­гов — У.Томаса, Р.Парка, Д.Мида, их сверстников и ближайших сподвижников. В течение 40 лет профессора и студенты социологического отделения работали в едином порыве, объединенные стремлением очертить предметное поле своей науки, предложить систему эффективных мето­дов его исследования, способных обеспечить надежность выводов и плодотворность рекомендаций. История социоло­гии зафиксировала успех в реализации стремлений, амери­канская социология обрела свои эвристические возможнос­ти в Чикаго.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *