Зарождение экономической мысли кратко: Ваш браузер не поддерживается

ЛЕКЦИЯ № 1. Возникновение экономической мысли в древнем мире. История экономических учений: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Возникновение экономической мысли в древнем мире

1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония

Особенность развития цивилизаций Древнего Востока – масштабные хозяйственные функции государства, например постройка пирамид или ирригационной системы.

Древний Египет

Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.).

В первом документе говорится о том, что царь оставляет своему сыну правила управления государством. В те времена для царей было важно освоить какое-нибудь искусство, а еще лучше – несколько из них. Царь как бы завещает своему сыну овладеть наукой правильного управления хозяйством и государством в целом, поскольку это так же важно, как самый высокий уровень мастерства в каком-либо искусстве.

Второй документ дает нам понять, что уже тогда цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое впоследствии могло бы привести к гражданской войне. Цари понимали, что гражданская война вызовет еще больший упадок страны в целом, а также приведет к обнищанию крестьян. Поскольку они будут считать, что терять им практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у них есть.

Вавилония

Вавилония – это древневосточное государство, которое располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас дошли так называемые законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь.

Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.

1. Самый большой процент по денежной сумме – 20%, а по натуральной немного больше – 33%.

2. Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь.

3. Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов.

4. Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали.

Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Институт Экономики — Экономические идеи Аристотеля

(384 до н.э., Стагира, Греция – 322 до н.э., Халкида, Греция)

Произведения: «Политика», «Политика Афины», «Этика», «Органон»

Экономические взгляды Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую тему рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах видно стремление выделить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки. Основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

Особое место в трудах Аристотеля занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель доказывал, что обмен способствовал появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен.

Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги». Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.

Рассуждая таким образом, Аристотель приходит к выводу, что хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить «средний класс», так как это ведет «к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих».

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя).

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатство — совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег.

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

P.S Аристотель считается третьим представителем классической греческой философии после Сократа и Платона. С самого раннего возраста он проявлял большой интерес к науке и философии. Аристотель критиковал учение Платона и считал его другом, но предпочитал правду дружбе. Философ был учителем Александра, сына короля Македонии  Филиппа II.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

 Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности

Аристотель создал частную школу (Ликея). У его учеников был особый метод обучения: он пошел в сад под зелеными деревьями и читал лекции по метафизике, физике и диалектике. Карл Маркс назвал Аритотею величайшим мыслителем древней эпохи.

Судя по словам Аристотель имел дефект речи. У него были короткие ноги, маленькие глаза, тонкий голос, таинственная улыбка на лице, и он выделялся элегантными и красочными платьями, лохматой бородой и многочисленными кольцами на пальцах. Платону не нравился ни образ жизни, ни стиль одежды Аристотеля. Для того, чтобы не спать Аристотель держал в руке бронзовый мяч, который падая в металлическую посуду, издавал звук.

Подготовила:  научный сотрудник Фаталиева Гюльнара

История экономической мысли — презентация онлайн

1 История экономической мысли2 ТЕМА ЛЕКЦИИ 15 Школа Русский циклизм Н.

Я.

ДАНИЛЕВСКИЙ и М.И.

ТУГАН- БАРАНОВСКИЙ3 Подзаголовок Становление Истории экономических учений как самостоятельной науки в РОССИИ4 Лекция включает проблемы:1 ДАНИЛЕВСКИЙ — основатель цивилизационной ТЕОРИИ2 Туган-Барановский.

Развитие теории экономических ЦИКЛОВ5 Вопрос 1 ДАНИЛЕВСКИЙ основатель цивилизационной теории6 ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 -1885) мыслитель, естествоиспытатель экономист, историк, философ7 ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич родился в дворянском имении Орловской губернии Царскосельский лицей окончил в 1842 В Петербурге учился в университете Сдал магистерские экзамены в1849 году Умер в Тифлисе 7 ноября 1885г.8 Данилевский был увлечён взглядами социалистов- утопистов Западной Европы: Анри Сен-Симон родился в Париже в 1760г.

Создал «Проект новой индустриальной системы» Шарль Фурье – теоретик у топического социализма во Франции Роберт Оуэн создал учение об ассоциации в Англии9 В период с 1844 по 1848 г.

Данилевский– активный участник кружка петрашевцев Выступил с докладом о жизни и творчестве французского социалиста-утописта Шарля Фурье10 Летом 1849г.

Данилевский был арестован и заключён в Петропавловской крепости Затем был сослан в Вологду.

С 1852 г.

служил в Самаре11 Первоначально научная деятельность Данилевского посвящена ботанике, изучению рыболовства Данилевский был во многих экспедициях: на Волге, в Ледовитом океане, в Чёрном Каспийском и Азовском морях В Крыму был директором Никитского ботанического сада12 основное направление исследований Данилевского: разработка цивилизационной теории13 ДАНИЛЕВСКИЙ исследовал проблемы смены ЦИВИЛИЗАЦИЙ Смены культурно — исторических типов и судьбы славянского мира14 Данилевский заложил основы концепции пространственно- временной локализации явлений культуры Его считают предтечей теории ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. 15 Главная работа Данилевского «РОССИЯ и ЕВРОПА» посвящена поиску особого пути развития России, исследованию культурно – исторических отношений славянского и германо- романского миров16 Он был против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой Данилевский отрицал наличие единой общечеловеческой цивилизации Он обосновывал идею множественности человеческих культур и типов цивилизаций17 Заслуга Данилевского — применение принципов естественных наук к экономическим явлениям В истории русской мысли он первый поставил проблему единства природы и истории18 Исследование творчества Данилевского в литературе ХХ века велось в двух направлениях: Первое — рассматривало Данилевского как философа истории, ищущего основы эволюции общества Второе – исследовало поиск Данилевским особого пути развития России19 В основе его концепции культурно- исторических типов лежит этнопсихологический подход Возникновение и смену ивилизаций он рассматривал с позиций психологических особенностей этнической общности20 Данилевский утверждал: 1.

материальная культура имеет тенденцию распространяться повсеместно , проникая во все цивилизации21 Данилевский так же утверждал, что2.

нематериальная культура не в состоянии охватить другие цивилизации, за исключением их отдельных «элементов».

Так писал о Данилевском Питирим Сорокин22 Идея циклизма Данилевский выделял много цивилизаций, каждая из которых проходила ряд стадий (циклов)23 Стадии, присущие каждой цивилизации1.

Длительный период формирования – этно — демографический 2.

Короткий – духовная деятельность 3.

Период дряхления , когда иссекает творческая деятельность , наступает апатия24 Особенность теории Данилевского: каждая цивилизация самодостаточна Цивилизации самостоятельно существующие не сравнимы, у каждой есть свои особенности2425 Исследование Данилевским особого пути развития России – имеет три различных аспекта Первый аспект — панславизм.

Второй – неизбежность возникновения Всеславянского союза и богоизбранность славянства.

Третий – анализ противостояния славянского культурно- исторического типа и европейской культуры26 Славянский культурный тип самодостаточный Данилевский27 Данилевский с огорчением отмечал чрезмерное увлечение русской интеллигенции «западничеством» и недооценку особенностей российской национальной модели экономики28 Вопрос 2 МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ о будущем обществе29 ТУГАН- БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ( 1865-1919)30 ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ Родился в 1865 дворянской семье Поступил на физмат Харьковского университета, и исключён в 1889 удостоен учёной степени кандидата31 С будущей женой Лидией Давыдовой, познакомился на Эйфелевой башне в Париже Её неожиданную смерть было трудно пережить – отчаяние, горе безразличие ко всему, — но всё преодолел и встал на новый жизненный путь32 Туган-Барановский совершил поворот в развитии теории экономических циклов« Он пробился сквозь джунгли к новым горизонтам»33 Данилевский рассматривал циклыс позиций теории сбережения – и инвестирования34 Данилевский рассматривал циклы с точки зрения теории сбережения – и инвестирования Он провёл аналогию с паровой машиной: накопление ссудного капитала – роль пара в цилиндре35 Туган-Барановский вёл научные исследования по вопросам: Периодичность Циклов История политической экономии Пути развития кооперации Бумажные деньги.

Теория Будущее общество Этический социализм36 Заслуга Туган-Барановского он привлёк внимание Запада к экономической МЫСЛИ РОССИИ37 Туган-Барановский ИССЛЕДОВАЛ экономические проблемы, стоявшие перед Россией (денежно-финансовую, и земельно-аграрную ) Главным для него был поиск, нравственно безупречного и экономически эффективного ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА38 Этический социализм Туган-Барановского Будущее общество – социализм В основе социализма лежит ЭТИЧЕСКАЯ идея ВЕРХОВНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ39 СОЦИАЛИЗМ теории по алфавиту Анархо-синдикализм Буддийский коммунизм Гильдейский с-м Государственный Демократиче ский Истинный с-м Исламский с-м Кооперативный Корпоративный Крестьянский с-м Муниципальный Народнический Пролетарский Религиозный Синдикализм Утопический Фабианство Христианский Этический40 Туган-Барановский был ХОРОШО ЗНАКОМ С УЧЕНИЕМ Карла Маркса Но свое исследование вёл в русле, критического осмысления УЧЕНИЯ МАРКСА.

Он писал: «Моё отношение к Марксу- не противника и не ученика , а САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследователя»41 Туган-Барановский утверждал, что при капитализме существует антагонизм интересов Господство над вещами (средствами производства) даёт возможность ГОСПОДСТВА НАД ЛЮДЬМИ.

Большинство населения служит средством УВЕЛИЧЕНИЯ БОГАТСТВА для МЕНЬШИНСТВА42 Туган-Барановский: При социализме в социалистическом обществе ЧЕЛОВЕК станет ВЫСШЕЙ, ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ, а развитие каждой личности – ГЛАВНОЙ общественной ЦЕЛЬЮ43 Туган-Барановский считал, что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ ЛЮДИ и их потребности БУДУТ РАВНЫ Общественное устройство будет основано на РАВЕНСТВЕ, обязательно полное удовлетворение духовных, физических и материальных человеческих потребностей44 Философским и нравственным кредо ученого стала идея верховной ценности человеческой личности45 Роль учения Туган-Барановского об экономических циклах ОН СОЗДАЛ ОРИГИНАЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ШКОЛУ ОБОГАТИВШУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ и

История экономической мысли как аналитического инструмента: почему интеллектуальные идеи прошлого должны быть признаны маяками будущего

  • Бакхаус, Дж., и Хансен, Р. (2000). Methodenstreit в национальной экономике. Журнал общей философии науки, 31 (2), 307–336.

    Артикул Google ученый

  • Бэкхаус, RE (1994). Почему и как мы должны изучать историю экономической мысли? История экономических идей, 2 (2), 113–123.

    Google ученый

  • Бэкхаус, Р. Э., и Черриер, Б. (ред.). (2017). Эпоха экономиста-прикладника: трансформация экономики с 1970-х гг. История политической экономии, 49 (Приложение), 1–33.

  • Биддл, Дж. Э. (2003). Исследовательские стили в истории экономической мысли. В WJ Samuels, JE Biddle, & JB Davis (Eds.), , спутник истории экономической мысли (стр.1–10). Оксфорд: Блэквелл.

    Google ученый

  • Блауг, М. (2001). Пожалуйста, без истории идей. Мы экономисты. Журнал экономических перспектив, 15 (1), 145–164.

    Артикул Google ученый

  • Бёттке, П.Ф. (2000). Зачем читать классику по экономике ?. Библиотека экономики и свободы. [онлайн] доступно на http://www. econlib.org/library/Features/feature2.html, по состоянию на 13 июня 2018 г., Интернет.

  • Бегенхольд, Д. (2000). Пределы массового производства: предпринимательство и промышленная организация с точки зрения исторической школы Шмоллера и Зомбарта. International Review of Sociology: Revue Internationale de Sociologie, 10 (1), 57–71.

    Артикул Google ученый

  • Бегенхольд, Д. (2008). Экономика, социология, история: заметки об утрате ими Единства, необходимости их реинтеграции и текущей актуальности полемики между Карлом Менгером и Густавом Шмоллером. Форум социальной экономики, 37 (2), 85–101.

    Артикул Google ученый

  • Бегенхольд, Д. (2010). От инакомыслия к ортодоксии и наоборот: Экономика и социальные науки в разделении академической работы. Американский журнал экономики и социологии, 69 (5), 1566–1590.

    Артикул Google ученый

  • Бегенхольд, Д. (2014).Шумпетер как универсальный социальный теоретик. The Atlantic Economic Journal, 42 (2), 205–215.

    Артикул Google ученый

  • Бегенхольд, Д. (2018). Экономика между изоляцией и общественными науками. Журнал экономических вопросов, 52 (4), 1127–1144.

    Артикул Google ученый

  • Боулдинг, К. Э. (1971). Кому после Самуэльсона нужен Адам Смит? История политической экономии, 3 (2), 225–237.

    Артикул Google ученый

  • Бакли П. и Кассон М. (1993). Экономика как империалистическая социальная наука. Человеческие отношения, 46 (9), 1035–1052.

    Артикул Google ученый

  • Чедрини, М., и Фиори, С. (2016). Сдвиг границ внутри и вне экономики. История экономических идей, 24 (3), 11–25.

    Google ученый

  • Чедрини, М. и Фонтана, М. (2018). Еще одна ниша в стене? Как специализация меняет лицо экономики. Кембриджский журнал экономики, 42 (2), 427–451.

    Артикул Google ученый

  • Чафим, Ф. (2016). Дисциплинарное подразделение в социальных науках. Методологические вопросы экономического империализма и экономического плюрализма. История экономических идей, 24 (3), 144–164.

    Google ученый

  • Дэвис, Дж.Б. (2006). Поворот в экономике: от господства неоклассики к господствующему плюрализму? Журнал институциональной экономики, 2 (1), 1–20.

    Артикул Google ученый

  • Дэвис, Дж. Б. (2016). Экономический империализм против мультидисциплинарности. История экономических идей, 24 (3), 77–94.

    Google ученый

  • Дэвис, Дж. Б., Вайнтрауб, Э. Р., Мировски, П., Брюэр, А.А., и Бэкхаус, Р.Е. (2002). Будущее истории экономики, Ежегодное приложение HOPE (Том 34). Роли: Издательство Университета Дьюка.

    Google ученый

  • Диболт, К., и Хауперт, М. (2018). Клиометрический контрфакт: что, если бы не было ни Фогеля, ни севера? Клиометрика, 12 , 407–434.

    Артикул Google ученый

  • Дорфман, Дж.(1959). Экономический разум в американской цивилизации (Том 5). Нью-Йорк: Viking Press.

    Google ученый

  • Эммет, Р. М. (2003). Экзегеза, герменевтика и интерпретация. В WJ Samuels, JE Biddle и JB Davis (Eds.), , дополнение к истории экономической мысли (стр. 523–537). Оксфорд: Блэквелл.

    Глава Google ученый

  • Факкарелло, Г.и Курц, HD (ред.). (2016). Справочник по истории экономического анализа том III . Челтнем: Эдвард Элгар.

    Google ученый

  • Фогарти, Э.А., и Неаполь, М.И. (1998). Наличие истории: обзор статей по истории экономической мысли и методологии в указателе экономической литературы, 1969-1995 гг. Журнал экономических вопросов, 32 (1), 224–234.

    Артикул Google ученый

  • Фуркад, М., Этьен, О., и Янн, А. (2015). Превосходство экономистов. Журнал экономических перспектив, 29 (1), 89–114.

    Артикул Google ученый

  • Грановеттер, М. С. (2002). Теоретическая программа экономической социологии. В MF Guillen, R. Collins, P. England, & M. Meyer (Eds.), Новая экономическая социология. Разработки в новой области (стр. 35–60). Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.

    Google ученый

  • Грайф А.и Мокир, Дж. (2017). Когнитивные правила, институты и экономический рост: Дуглас на север и дальше. Журнал институциональной экономики, 13 (1), 25–52.

    Артикул Google ученый

  • Хедли, С. (2010). Экономическая история. В RC Free (Ed.), Экономика 21 века: справочник (стр. 13–22). Лондон: Сейдж.

    Глава Google ученый

  • Хейлбронер, Р.Л. (1979). Современная экономика как глава в истории экономической мысли. История политической экономии, 11 (2), 192–198.

    Артикул Google ученый

  • Хербст, Дж. (1965). Немецкая историческая школа в американской стипендии . Итака: Издательство Корнельского университета.

    Google ученый

  • Ходжсон, Г. (2001). Как экономисты забывают историю .Нью-Йорк: Рутледж.

    Книга Google ученый

  • Ходжсон, Г. (2007). Эволюционная и институциональная экономика как новый мейнстрим? Обзор эволюционной и институциональной экономики, 4 (1), 7–25.

    Артикул Google ученый

  • Ходжсон, Г. (2017). Введение в мемориальный выпуск Дугласа К. Норта. Журнал институциональной экономики, 13 (1), 1–23.

    Артикул Google ученый

  • Ходжсон Г.М., Мяки У. и Макклоски Д. (1992). Призыв к плюралистической и строгой экономике. American Economic Review, 82 (2), 25.

    Google ученый

  • Кейтс, С. (2013). Защита истории экономической мысли . Челтнем: Эдвард Элгар.

    Книга Google ученый

  • Кейнс, Дж.М. (1936). Общая теория занятости, процента и денег . Лондон: Макмиллан.

    Google ученый

  • Клаэсс, М. (2003). Историография. В WJ Samuels, JE Biddle и JB Davis (Eds.), , дополнение к истории экономической мысли (стр. 491–505). Оксфорд: Блэквелл.

    Google ученый

  • Курц, HD (2016). Экономическая мысль.Краткая история . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

    Книга Google ученый

  • Лейдлер, Д. (2001). Роль истории экономической мысли в современной макроэкономике . Отчеты об исследованиях Департамента экономики, 2001–2006 гг. Лондон.

  • Лазер, Э. П. (2000). Экономический империализм. Ежеквартальный журнал экономики, 115 (1), 99–146.

    Артикул Google ученый

  • Лузек, М.(2011). Битва методов в экономике. Классический Methodenstreit – Менгер против Шмоллера. Американский журнал экономики и социологии, 70 (2), 439–463.

    Артикул Google ученый

  • Маркионатти, Р. , и Чедрини, М. (2017). Экономика как социальная наука: экономический империализм и междисциплинарные вызовы . Лондон: Рутледж.

  • Маркуццо, М.К. (2008).Является ли история экономической мысли серьезным предметом? Журнал философии и экономики Эразма, 1 (1), 107–123.

    Артикул Google ученый

  • Маркуццо, М.К., и Заккиа, Г. (2016). Является ли история экономики тем, чем занимаются историки экономической мысли? История экономических идей, 24 (3), 29–46.

    Google ученый

  • Менгер, К.(1883 г.). Untersuchungen über die Methode der sozialwissenschaften und der Politischen Ökonomie insbesondere . Лейпциг: Дункер и Хамблот.

    Google ученый

  • Морган, М. (2012). Мир в модели. Как работают и думают экономисты . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google ученый

  • Рихтер, Р. (2001). «Соединяя старую и новую институциональную экономику: Густав Шмоллер, лидер молодой немецкой исторической школы, глазами неоинституционалистов».Исследовательская работа, Саарский университет.

  • Ромер, П. М. (2015). Математичности в теории экономического роста. American Economic Review, 105 (5), 89–93.

    Артикул Google ученый

  • Ронкалья, А. (2014). Следует ли включать историю экономической мысли в учебные программы бакалавриата? Экономическая мысль, 3 (1), 1–9.

    Google ученый

  • Сэмюэлс, В.(1997). Работы историков экономической мысли. Исследования по истории экономической мысли и методологии, 15 , 188–198.

    Google ученый

  • Шабас, М. (1992). Отрыв: История экономики как история науки. История политической экономии, 24 (1), 187–203.

    Артикул Google ученый

  • Шмоллер, Г. (1883 г.).Zur Methodologie der Staats-und Sozialwissenschaften, Jahrbuch für Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im deutschen Reich (стр. 239–258), Leipzig: Duncker & Humblot.

  • Шумпетер, Дж. А. (1926). Густав фон Шмоллер и Die Probleme von Heute. Jahrbuch für Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im deutschen Reich (стр. 337–388), Лейпциг: Duncker and Humblot.

  • Шумпетер, Дж. А. (1954). История экономического анализа .Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Шионоя Ю. (ред.). (2001). Немецкая историческая школа: историко-этический подход к экономике . Лондон: Рутледж.

    Google ученый

  • Шионоя Ю. (2005). Душа немецкой исторической школы: Методологические очерки о Шмоллере, Вебере и Шумпетере . Нью-Йорк: Спрингер.

    Google ученый

  • Зомбарт, В. (1982). Wirtschaft. В A. Vierkandt (Ed.), Handwörterbuch der Soziologie (стр. 209–216). Штутгарт: Энке.

    Google ученый

  • Зомбарт, В. (1987). Современный капитализм . Мюнхен: ДТВ.

    Google ученый

  • Сведберг, Р. (1991).Битва методов: к смене парадигмы? В A. Etzioni, & PR Lawrence (Eds.) Socio-economics. К новому синтезу (стр. 13–34). Нью-Йорк и Лондон: ME Sharpe.

  • Сведберг, Р. (2000). Макс Вебер и идея экономической социологии . Принстон: Издательство Принстонского университета.

    Google ученый

  • Вон, К.Л. (1993). Зачем учить историю экономики? Журнал истории экономической мысли, 15 (2), 174–183.

    Артикул Google ученый

  • Винер, Дж. (1917). Некоторые проблемы логического метода в политической экономии. Журнал политической экономии, 25 (3), 236–260.

    Артикул Google ученый

  • Вебер, М. (1972). Wirtschaft und Gesellschaft . Тюбинген: JCB Мор.

    Google ученый

  • Вебер, М.(1988а). Wissenschaft как Beruf. В М. Вебер (ред.), Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre (стр. 524–555). Тюбинген: JCB Мор.

  • Вебер М. (1988b). Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre . Тюбинген: JCB Мор.

    Google ученый

  • Вайнтрауб, Э. Р. (2002). Как экономика стала математической наукой . Дарем: Издательство Университета Дьюка.

    Книга Google ученый

  • Лебедка, Д. Н. (1962). Какова цена истории экономической мысли. Шотландский журнал политической экономии, 9 (3), 193–204.

    Google ученый

  • Вундер, Т.А. (2010). Экономическая методология. В RC Free (Ed.), Экономика 21 века: справочник (стр. 23–32). Лондон: Сейдж.

    Глава Google ученый

  • %PDF-1.3 % 1 0 объект > /LastModified (D:20071012092042-04’00’) >> >> >> эндообъект 5 0 объект / Дата создания (D: 19700313000000Z) /Продюсер (CVISION Technologies) /Автор >> эндообъект 2 0 объект > /Шрифт > >> /Поля [] >> эндообъект 3 0 объект > поток 2007-08-20T07:46:37ZPdfCompressor 3.1.422009-09-15T18:14:41-04:002009-09-15T18:14:41-04:00приложение/pdf

  • CVISION Technologiesuuid:44e17d50-dca9-40b6-b101-191d70ea7af1uuid:f0edd6e5-215f-421e-a2ed-b6d9b2a22e0a конечный поток эндообъект 4 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 9 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XОбъект > >> /Анноты [60 0 Р] >> эндообъект 13 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 14 0 объект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 15 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 16 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 17 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 18 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 19 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 20 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 21 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 22 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 23 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 24 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 25 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 26 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 27 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 28 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 29 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 30 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 31 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 32 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 33 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 34 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 35 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 36 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 37 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 38 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 39 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 40 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 41 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 42 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 43 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 44 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 45 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 46 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 47 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 48 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 49 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 50 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 51 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 52 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] >> /Содержание [142 0 Р] /Обрезка [0. 0 0,0 424,08 652,68] /MediaBox [0,0 0,0 424,08 652,68] /Повернуть 0 >> эндообъект 53 0 объект > поток xuo wlv6im(ea��P0X}V{G

    Экономическая мысль в современном контексте

    Содержание

    Список иллюстраций

    Глава 1: Обзор истории экономических идей

    Зачем изучать историю экономических идей?

    Очень краткое изложение экономических идей за 2000 лет

    Ссылки

    Рекомендации по дальнейшему чтению и онлайн-ресурсам

    Глава 2: Этические основы экономики

    Обзор главы

    Идея справедливости в античной экономической мысли

    Этика и экономика в схоластической традиции

    Моральная философия Адама Смита

    Утилитаризм в современной экономике

    Современная экономика благосостояния: Парето-эффективность и социальное обеспечение

    Этические взгляды Ролза и Сена

    Взгляды поведенческой и экспериментальной экономики

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Каталожные номера

    Глава 3: Права собственности от Платона до XXI века

    Обзор главы

    Теории прав собственности в древнем мире

    Идея собственности в средние века 86

    Права собственности в эпоху Просвещения и классической экономики

    Вызов Карла Маркса системе частной собственности

    Современные взгляды на права собственности

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Каталожные номера

    Глава 4. Возникновение современной теории цен

    Обзор главы

    Наследие Аристотеля: справедливость в обмен

    Справедливая цена в традициях римского права

    Концепция справедливой цены в схоластической экономической мысли

    Доклассические теории стоимости: Петти, Кантильон и физиократы

    Трудовая теория стоимости в классической экономической теории

    Маржиналистская революция 147

    К современной теории цен: синтез Альфреда Маршалла

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Каталожные номера

    Глава 5: Деньги, займы и проценты

    Обзор главы

    Деньги и ростовщичество в древней стипендии

    Деньги и интерес к ранней исламской и христианской стипендии

    Меняющиеся взгляды на 16 век

    Ростовщичество в классической экономической мысли

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Каталожные номера

    Глава 6. Государственные финансы в исторической перспективе

    Обзор главы

    Налогообложение и правосудие в древнем мире

    Перспективы семнадцатого века

    Физиократы и «L’Impôt Unique»

    Перспективы долга и налогообложения в классической экономике

    Перспективы конца XIX века: Кнут Виксель и Генри Джордж

    Кейнсианская революция: новые взгляды на государственные займы и налогообложение

    Теория оптимального налогообложения: от Рэмси до Миррлиса

    Единый налог, отрицательный подоходный налог и национальный налог с продаж

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения Ссылки

    Глава 7: Депрессивные мысли — теории рецессий и депрессий

    Обзор главы

    Доклассические теории экономических циклов

    Классическая теория рецессий

    Экономика деловых циклов до Кейнса: Виксель и Фишер

    Кейнсианская революция

    Модель IS-LM

    Противодействие Кейнсу: австрийцы и монетаристы

    Новые кейнсианцы и новые классики

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Каталожные номера

    Глава 8. Теория экономического роста в исторической перспективе

    Обзор главы

    Классическая теория экономического роста

    Экономический рост как эволюционный процесс

    Современная теория роста: от Харрода-Домара к эндогенному росту

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Каталожные номера

    Глава 9: История теории международной торговли

    Обзор главы

    Теория торговли в доклассической экономике

    Меркантилистская торговая доктрина

    Классические теории международной торговли

    Расширения классической модели: Хекшер-Олин, Столпер-Самуэльсон и новая торговая теория

    Эмпирические данные: международная торговля и экономическое развитие

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Каталожные номера

    Глава 10: Проблемы народонаселения, окружающей среды и ресурсов в исторической перспективе

    Обзор главы

    Мальтузианская теория народонаселения

    Современные версии теории Мальтуса

    Стационарное состояние и ценность экологических благ

    Уильям Стэнли Джевонс и угольный вопрос

    Маршалл, Пигу и экономика внешних эффектов

    Теорема Коуза

    Экономика ресурсов общего пула

    Заключение главы

    Вопросы для обзора и обсуждения

    Ссылки

    Индекс

    История экономических теорий

    Предпосылки


    Необходимые условия для данного учебного модуля (Unité d’enseignement – ​​UE) для программ/курсов, которые предлагают эту Учебную единицу, указаны в конце этого листа.

    Основные темы

    В курсе будут рассмотрены: — связь между экономической теорией и либерализмом — Место Маркса в истории экономических теорий — актуальность понятия научной революции — математизация экономики

    Цели

    По окончании этого учебного блока учащийся может:

    1 Этот курс истории экономических теорий преследует две цели.С одной стороны, он направлен на то, чтобы дать студентам представление о том, как развивались экономические теории с момента зарождения политической экономии до наших дней. Это должно позволить студентам поместить то, что они узнали на своих базовых курсах, в более широкую структуру и связать это с вопросами, поставленными экономистами предыдущих поколений. Этот исторический подход также предоставит студентам возможность критически осмыслить экономическую науку, ее цели, методы и т. д. Они должны будут, например, исследовать, является ли критика экономических методов, которая имеет тенденцию критиковать ее высокую степень абстракции и математизации , актуальны.
     

    Содержание

    Этот курс посвящен истории экономической мысли в период между XVIII и XIX веками. Цель состоит в том, чтобы предоставить студентам критический взгляд на экономику, помогая им развить более глубокое понимание экономики, ее теоретической и методологической эволюции с течением времени и ее последствий для политики.
    Освещение будет выборочным и в основном сосредоточено на экономистах-классиках и маржиналистской революции.

    Методы обучения

    Лекции экс-кафедры

    Методы оценки

    Письменный или устный экзамен (в зависимости от санитарных условий).

    Список используемой литературы

    А. Ронкалья, Краткая история экономической мысли , издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, 2017.
    Р. Хейлбронер, Учения мирских философов , Нортон, Нью-Йорк, 1996.
    R. Heilbroner, The Worldy Philosophers , 7-е издание, Touchstone, New York, 1999.
    Дополнительная литература
    М. Блауг, Экономическая теория в ретроспективе , 5-е издание, Cambridge University Press, 1996.
    TG Buchholz, Новые идеи от мертвых экономистов , Plume, New York, 2007.
    Дж.К. Гэлбрейт, Экономика в перспективе: критическая история, Houghton Mifflin, 1987.
    А. Ронкалья, Богатство идей , Cambridge University Press, Кембридж, Великобритания, 2005.

    Экономика – школы мысли

    Классическая школа

    Классическая школа, которая считается первой школой экономической мысли, связана с шотландским экономистом 18-го века Адамом Смитом и последующими британскими экономистами, такими как Роберт Мальтус и Давид Рикардо.

    Основная идея классической школы заключалась в том, что рынки работают лучше всего, когда их оставляют в покое, и что государство играет лишь самую маленькую роль. Этот подход основан на принципах невмешательства и твердой вере в эффективность свободных рынков для обеспечения экономического развития. Рынки должны работать, потому что ценовой механизм действует как мощная «невидимая рука», распределяющая ресурсы там, где они лучше всего используются.

    С точки зрения объяснения стоимости классическое мышление сосредоточивалось на том, что оно определялось главным образом дефицитом и издержками производства.

    С точки зрения макроэкономики экономисты-классики предполагали, что экономика всегда будет возвращаться к уровню реального объема производства при полной занятости посредством автоматического механизма саморегулирования.

    Общеизвестно, что классический период длился до 1870 года.

    Неоклассика

    Неоклассическая школа экономической мысли представляет собой широкую школу идей, из которой развилась современная экономическая теория. Метод явно научный, с предположениями, гипотезами и попытками вывести общие правила или принципы поведения фирм и потребителей.

    Например, неоклассическая экономика предполагает, что экономические агенты рациональны в своем поведении и что потребители стремятся максимизировать полезность, а фирмы стремятся максимизировать прибыль. Противоположные цели максимизации полезности и прибыли составляют основу теории спроса и предложения. Другим важным вкладом неоклассической экономики было сосредоточение внимания на предельных значениях, таких как предельные издержки и предельная полезность.

    Неоклассическая экономическая теория связана с работами Уильяма Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса.

    Новый классический

    Новая классическая макроэкономика восходит к 1970-м годам и представляет собой попытку объяснить макроэкономические проблемы и проблемы с использованием микроэкономических концепций, таких как рациональное поведение и рациональные ожидания. Новая классическая экономика связана с работами чикагского экономиста Роберта Лукаса.

    Кейнсианская экономика

    Кейнсианские экономисты в целом следуют основным макроэкономическим идеям британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Кейнс широко известен как самый важный экономист 20-го века, несмотря на то, что он потерял популярность в 1970-х и 1980-х годах после подъема новой классической экономики.

    По сути, кейнсианские экономисты скептически относятся к тому, что свободные рынки, если их не трогать, неизбежно придут к равновесию с полной занятостью.

    Кейнсианский подход интервенционистский, исходящий из убеждения, что личный интерес, управляющий микроэкономическим поведением, не всегда ведет к долгосрочному макроэкономическому развитию или краткосрочной макроэкономической стабильности. Кейнсианская экономика — это, по сути, теория совокупного спроса и того, как лучше всего манипулировать им с помощью макроэкономической политики.

    средневековая экономическая мысль

    9074
    Автор (ы): дерево, Diana
    Reviewer (ы): Armstrong, Lawrin

    Опубликовано EH. NET (август 2003 г.)

    Диана Вуд, Средневековая экономическая мысль . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002. xii + 259 стр. $ 20,00 (бумага), ISBN: 0-521-45893-5.

    Отзыв для EH.NET от Лоурина Армстронга, Центр средневековых исследований, Университет Торонто.

    Средневековая экономическая мысль — сложная тема. Он не только породил объемную современную литературу, но и первоисточники, на которых основывается исследование — проповеди, руководства по пастырской заботе, юридические заключения и технические (и обычно неотредактированные) комментарии к богословским, философским и юридическим текстам средневековых университетских программ — едва ли легко читаются. Более того, поскольку схоластические мыслители предпочитали абстрактное эмпирическому, даже когда речь шла о таких вещах, как экономика, часто трудно понять, как они понимали отношения между теорией и практикой.Цель книги Medieval Economic Thought , недавнего вклада Дайаны Вуд из Университета Восточной Англии в серию Кембриджских средневековых учебников, состоит в том, чтобы познакомить студентов и обычных читателей с ключевыми концепциями средневековой экономики и показать, как они соотносятся с более широкими понятиями. развития экономики и общества.

    Две темы, выбор и баланс, структура Обработка Вуда; выбор, потому что средневековая экономика была прежде всего вопросом этики, а не описания или предсказания, и баланс, потому что аристотелевская идея добродетели как середины между крайностями послужила аналитической моделью для многих теоретиков, обсуждавших экономические отношения. Средневековая экономическая мысль рассматривает, как теоретики интерпретировали этический выбор и баланс в отношении собственности, богатства и бедности, денег, стандартов измерения, торговли, справедливой цены и ростовщичества. Каждая тема проиллюстрирована конкретными примерами экономической практики, взятыми в основном из англоязычных источников. Все дополняется приложением с примечаниями об основных авторах и первоисточниках, на которые есть ссылки в тексте, а также глоссарием специальных терминов.

    Собственность представляла собой проблему для средневековых экономистов, потому что и Священное Писание, и естественный закон санкционировали общность благ. Вуд рассматривает ряд ответов от нищенствующего и монашеского возвеличивания бедности и корпоративной собственности до различных светских и церковных теорий, которые пытались сбалансировать частные права и общее благо (глава 1).

    Тесно связанной проблемой была бедность и богатство. Средневековое общество было обществом грубого материального неравенства, и большинство писателей считали жадность препятствием на пути к спасению, хотя они также утверждали, что моральный риск, связанный с богатством, может быть устранен щедростью.Однако, как подчеркивает Вуд, дискриминация между «достойными» бедняками, такими как священнослужители и богатые люди, деклассированные из-за материальных невзгод, и «недостойными», такими как нищие, обездоленные и безработные, означала, что такая щедрость в конечном итоге служила для поддержки общества. социальный заказ (глава 2).

    Средневековые представления о деньгах находились под сильным влиянием Аристотеля, который рассматривал деньги как меру стоимости и бесплодное средство обмена. Деньги функционировали как средство сбережения, когда их накапливали, но доктрина бесплодия означала, что немногие теоретики рассматривали деньги как товар, стоимость которого может колебаться, как и стоимость любого другого товара (глава 3).

    Целостность чеканки и другие метрологические стандарты имели жизненно важное значение как для правительств, так и для простых людей, и теоретики, соответственно, приберегали некоторые из своих самых убийственных критических замечаний для тех, кто вмешивался в весы и меры или обесценивал чеканку (глава 4).

    Средневековые размышления об экономических проблемах были вызваны «торговой революцией», необычайным ростом торговли и рынков и связанной с этим монетизацией экономики, начавшейся примерно с 1100 года.Вуд прослеживает изменение отношения к купцу от полного осуждения торговли канонистом Грацианом в двенадцатом веке до защиты богатства в пятнадцатом веке, предложенной флорентийскими гуманистами (глава 5).

    Вуд посвящает три главы справедливой цене и запрету на ростовщичество — темам, которые читатели скорее всего свяжут со средневековой экономикой. Хотя аристотелевская концепция справедливости требовала строгого равенства при обмене, в настоящее время общепризнано, что средневековые теоретики понимали справедливую цену не более чем как цену, установленную за вещь в нормальных рыночных условиях, то есть в отсутствие монополий или искусственно создали дефициты.Однако большинство писателей признавали право государственных властей регулировать или устанавливать цены в общих интересах. Правительства периодически пытались контролировать цену рабочей силы — например, во время нехватки рабочей силы, вызванной чумой, — но большинство аналитиков, похоже, предпочитали принцип свободного торга по поводу заработной платы (глава 6).

    Ростовщичество определялось как любая плата за ссуду денег или взаимозаменяемых вещей, то есть вещей, использование которых требовало их потребления, таких как вино или зерно.Поскольку ссудополучатель приобрел право собственности на одолженную вещь, такие обвинения были истолкованы как форма кражи, которая могла быть устранена только путем реституции. На Западе ростовщичество было запрещено как духовенству, так и мирянам в IX веке, а санкции против ростовщиков были усилены серией соборных постановлений между 1179 и 1311 годами (глава 7).

    Однако существовали обстоятельства, при которых кредитор мог требовать возмещения убытков, как, например, когда должник не выплатил долг вовремя.Компенсация была названа interesse , и несколько теоретиков расширили эту концепцию, включив в нее платежи с начала получения ссуды в определенных случаях, например, когда купец ссудил капитал, который в противном случае он вложил бы в торговлю. Однако такое развитие событий вызвало ожесточенное сопротивление, в результате чего экономические субъекты обратились к соглашениям, которые были менее подвержены цензуре, чем простые займы, такие как переводные векселя, ренты (аннуитеты) и различные виды партнерства с разделением риска (глава 8). ).

    Формат учебника, как признает Вуд, допускает чрезмерное упрощение. Например, не каждого читателя убедит мнение Вуда о том, что прогрессивная монетизация экономики, возвышение национальных монархий и развитие гуманизма фатально подорвали церковную критику торговли и кредита. Есть свидетельства того, что даже если купец в конце концов достиг определенной терпимости, торговля по-прежнему была запятнана связью с ростовщичеством; действительно, позднее средневековье стало свидетелем усиления антиростовщических мер.С этой точки зрения практически всеобщее осуждение протестантскими реформаторами ростовщичества было не отклонением от нормы, а скорее продолжением тенденций позднесредневековой экономической мысли. Точно так же акцент Вуд на Аристотеле отражает ее долг перед работой Одда Лэнгхольма, опубликовавшего несколько авторитетных исследований экономических идей схоластических комментаторов Этики и Политики . Однако большее внимание к юридическим, особенно каноническим источникам, выявило бы более сложный, ориентированный на конкретные случаи подход к экономической науке, который, даже если он аналитически более запутан, чем у комментариев Аристотеля, возможно, более показательен в практическом плане.Ограниченность места также делает невозможной полноту, но в некоторых областях, которые сама Вуд выделяет как особенно важные, читатели захотят дополнить библиографию, например, работами Киршнера о ростовщичестве и государственном долге в итальянских городах-государствах, Тодескини о Францисканская экономика, Гросси о концепции собственности, Клаверо о дарах в схоластической мысли, Сапори о купцах и ростовщичестве, Шнаппер о теории и практике ренты , Хендерсон о бедности и благотворительности во Флоренции эпохи Возрождения, Спиччиани о теории процента, Шацмиллер о еврейской ростовщичество и работа Николини, Савелли и Муццарелли на monti di piet? .

    Лоурин Армстронг — адъюнкт-профессор средневековья в Университете Торонто. Недавние публикации включают «Политика ростовщичества в Треченто, Флоренция: Questio de monte Франческо да Эмполи», Medieval Studies 61 (1999): 1–44, и Ростовщичество и государственный долг во Флоренции раннего Возрождения: Лоренцо Ридольфи. на Монте-Комуне (Торонто, 2003 г.). В настоящее время он редактирует кводлибетские вопросы Джерарда Сиенского о ростовщичестве и реституции для серии «Средневековые латинские тексты Торонто».


    Предмет(ы): История экономической мысли; Методология
    Географическая зона (ы): Европа
    период времени (ы):
    Средневековый период Средневековый

    История экономической мысли: значение и значение

    В этой статье мы обсудим историю экономической мысли: — 1. Значение истории экономической мысли 2. Значение истории экономической мысли 3.Трудности в исследовании.

    Значение истории экономической мысли:

    История экономической мысли, как следует из названия, касается происхождения и развития экономических идей и их взаимосвязей. Это исторический отчет об экономических доктринах. Профессор Хейни определил ее как «критическое рассмотрение развития экономических идей, исследование их происхождения, взаимосвязей и проявлений» . По словам профессора Белла, «это изучение наследия, оставленного писателями на экономические темы».

    Проф. Шумпетер считает, что «экономическая мысль есть сумма всех мнений и желаний, касающихся экономических субъектов, особенно касающихся государственной политики в разное время и в разных местах» . Далее Шумпетер говорит, что история экономической мысли прослеживает историческое изменение взглядов. Он также говорит об экономических проблемах и подходах к этим проблемам.

    История экономической мысли отличается от экономической истории и истории экономики.В то время как история экономической мысли занимается развитием экономических идей, экономическая история — это исследование экономического развития страны. С другой стороны, История экономики имеет дело с экономической наукой.

    Несмотря на то, что экономическая история и история экономической мысли представляют собой отдельные отрасли науки, они тесно связаны между собой. Экономические идеи прямо и косвенно мотивированы экономическими условиями и окружающей средой страны. Идеи и среда одинаково важны, и отсюда тесная связь между историей экономической мысли и экономической историей.

    Историю развития экономических идей можно изучать по трем периодам, а именно:

    1. Древний,

    2. Средневековый и

    3. Модерн.

    Далее, историю экономической мысли можно условно разделить на две части. Первая часть посвящена зарождению и развитию экономических идей до развития экономической науки как науки. Вторая часть посвящена экономическим идеям после развития экономики как науки.

    Историю экономической мысли можно изучать и анализировать, применяя различные подходы:

    1. Хронологический подход

    2. Концептуальный подход

    3. Философский подход

    4. Дедуктивный (или) классический подход

    5. Индуктивный подход

    6. Неоклассический подход

    7. Социальный подход

    8. Институциональный подход и

    9. Кейнсианский подход.

    1.Хронологический подход:

    В этом подходе экономические идеи обсуждаются в порядке времени. Экономические идеи разных экономистов могут быть представлены по годам и могут быть изучены. В этом подходе мы можем найти преемственность в экономических идеях разных экономистов.

    2. Концептуальный подход:

    Говорит об эволюции различных экономических концепций (идей) и взаимозависимости этих концепций. Концептуальный подход также можно назвать идеологическим подходом.

    3. Философский подход:

    Это было впервые принято греческим философом Платоном. В прошлом экономика считалась служанкой этики. Натурфилософский подход был принят ранними авторами для обсуждения экономических идей.

    4. Дедуктивный подход:

    Экономисты-классики приняли дедуктивный метод. Они верили в повсеместное применение экономических законов.

    5. Индуктивный подход:

    Историческая школа сделала упор на индуктивный метод.Эти экономисты считали, что законы экономики не универсальны по своей природе.

    6. Неоклассический подход:

    Этот подход направлен на улучшение классических идей путем их модификации. Неоклассический подход был впервые принят Маршаллом. Неоклассический подход считал, что «индукция и дедукция необходимы для экономической науки так же, как правая и левая ноги необходимы для ходьбы».

    7. Социальный подход:

    Он направлен на обеспечение основы для принятия политики, которая может максимизировать общественное благосостояние.

    8. Институциональный подход:

    Институционалисты поставили под сомнение обоснованность классических идей и придали значение психологическим факторам.

    9. Кейнсианский подход:

    Большое событие в современной экономической науке связано с именем Дж. М. Кейнса. Его подход нов и отличается от классической школы. Он принимает во внимание работу деловых циклов, которые влияют на всю экономическую политику.Кейнсианский подход касается проблемы экономики в целом.

    Значение истории экономической мысли:

    Есть два взгляда на важность изучения истории экономической мысли. Одна группа экономистов считала, что нет необходимости изучать историю экономической мысли, потому что это история ошибок. В то время как другая группа считала, что нельзя владеть знанием какой-либо экономической доктрины, пока не знаешь кое-что из ее истории.

    Итак, изучение истории экономической мысли важно по следующим причинам:

    1. Изучение истории экономической мысли ясно показывает, что в экономической мысли есть известное единство, и это единство связывает нас с древними временами.

    2. Изучение экономической мысли поможет нам понять происхождение экономической теории.

    3. Экономические идеи сыграли важную роль в формировании экономической и политической политики разных стран.

    4. Экономические идеи обусловлены временем, местом и обстоятельствами.

    5. Изучение экономической мысли дает широкую основу для сравнения различных идей. Это позволит человеку иметь взвешенное и разумное суждение.

    6. Изучая экономическую мысль, студент поймет, что экономика отличается от экономистов.

    7. Изучение предмета помогает нам избежать ошибок, допущенных более ранними экономическими мыслителями.

    8. Изучение истории экономической мысли позволит нам узнать человека, ответственного за формулировку некоторых важных принципов.

    Короче говоря, значение изучения истории экономической мысли трудно переоценить. Это важный инструмент познания.

    Трудности изучения истории экономической мысли :

    Однако следует помнить, что история экономической мысли носит избирательный и интерпретативный характер.Другими словами, авторы выбирают те темы, которые им интересны. Они также объясняют факты по-своему.

    Если авторы опускают одни важные факты и подчеркивают другие, их суждения необъективны. Например, в знаменитой книге «История экономических учений», написанной Жидом и Ристом, отсутствуют обсуждения древних экономических идей, средневековой экономической мысли и вклада меркантилистов.

    Далее, полная история должна иметь дело и с современной экономической мыслью.Это означает, что он должен включать вклад, сделанный Маршаллом, А. С. Пигу, Дж. М. Кейнсом и т. д. В этом отношении также можно сказать, что «Развитие экономических доктрин» Александра Грея является неполным. Несмотря на перечисленные недостатки, изучение истории экономической мысли позволяет ясно понять предмет.

  • Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.