Тест деятельность 10 класс: Тест «Деятельность как способ способ существования людей» 10 класс профиль

Содержание

Тест «Деятельность как способ способ существования людей» 10 класс профиль

ВАРИАНТ 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

.

Осознанный образ предвосхищаемого результата

Средства

Приемы, способы действий, предметы, ресурсы, используемые человеком в ходе деятельности

2. Какое понятие из перечисленных ниже является обобщающим для всех остальных:

1) Политическая деятельность; 2) политические действия 3) политическое взаимодействие; 4) политические нормы;

5) субъекты политики.

3. Какие два понятия «выпадают» из общего ряда.

1) потребность в пище; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в признании ; 4) в реализации через творчество;

5) потребность в упорядоченности бытия; 6) потребность в продолжении рода.

4.Соотнесите виды деятельности и их основные признаки

5. Выберите верные суждения о духовной деятельности человека:

1) Искусство является одной из форм духовной деятельности человека;

2) Духовная деятельность может выражаться как в виде духовного производства, так и духовного потребления.

3) Духовная деятельность носит исключительно творческий характер;

4) Духовное производство – это создание особых благ, которые не могут быть потреблены окончательно;

5) Учебная деятельность – это область духовного производства, имеющая системный характер и связанная с поиском новых знаний о мире, обществе, человеке.

6) Все формы духовной деятельности человека носят исключительно системный характер.

6. Выберите из перечисленного ниже черты сходства трудовой и политической деятельности:

1) целеполагание; 2) наличие общественно-полезного результата;

3) сознательность; 4) энергозатратность;

5) основным мотивом являются интересы; 6) использование специальных материальных средств

7. Заполните пробелы в тексте с помощью терминов и понятий, приведенных ниже

В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

1) особенность; 2) способности; 3) личность; 4) игра; 5) общество; 6) задатки; 7) общение; 8) деятельность;

9) группа

Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы. ..

 Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность…

 Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

 …Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

 Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов… Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

 

К.Х. Момджян

8.Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

9.Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики

10. Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающие сущность одного из видов деятельности.

12. Назовите и проиллюстрируйте примерами три вида политического участия.

13. Составьте план развернутого ответа по теме « Трудовая деятельность человека» ( 4 пункта, два из них – развернутые).

ВАРИАНТ 2

1. Запишите слово, пропущенное в схеме

.

Преобразование реальных объектов природы и общества

Духовная

Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий данного ряда

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности;

5) объект деятельности.

3. Выберите два понятия « выпадающие» из приведенного ниже ряда:

1) потребности; 2) инстинкты; 3) социальные установки; 4) интересы; 5) задатки; 6) эмоции

Соотнесите виды трудовой деятельности и ее примеры.

5. Выберите верные суждения о человеческой деятельности.(22.4)

1) Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

2) Результатом человеческой деятельности является создание предметов только материальной культуры;

3) Человеческая деятельность направлена исключительно во внешнюю среду и не преобразует самого человека.

4) Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что он позволяет ему выйти за пределы своей природной ограниченности.

5) Продуктивный характер деятельности позволил человеку создать знаковые системы, а также орудия воздействия на себя и природу

6. Выберите черты различия деятельности человека и активности животных.

1) сознательный характер; 2) использование орудий труда;

3) наличие внешней и внутренней активности; 4) целеполагание;

5) целенаправленность; 6) общественный характер.

7.Заполните пробелы в тексте с помощью терминов и понятий, приведенных ниже.

___________(А) — это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Любое действие является политическим в том случае, если оно направленно на формирование, поддержку или изменение ________(Б).

Элементами политической деятельности являются _________(В) с его целями, мотивами, потребностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объект, предмет, цель, средства и результат (продукт). Он – носитель предметно-практической деятельности, активная сторона процесса познания и преобразования политической жизни общества.

_______( Г) — то, что противостоит субъекту в его политической деятельности и с чем субъект взаимодействует: общество, государство и его органы, группы, политические партии и общественные организации, социальные и правовые нормы, другие субъекты и отношения между ними. Средствами политической деятельности в первую очередь является общение в различных его организационно-правовых формах, таких как, например, __________(Д) и общественные объединения. Даже сама _______(Е) как вид деятельности и ее сфера может рассматриваться в качестве средства достижения определенных целей.

1) политика; 2) политическая система; 3) политический институт; 4) политическое участие;

5) объект политики; 6) субъекты политики; 7) политические партии; 8) политическое участие; 9) индивид

Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему

Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность человека, результат которого содержится в ее представлении и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. По этому поводу К. Маркс писал, что труд — исключительно достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, пчела постройкой своих восковых ячеек подобна архитектору. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде, чем строить ячейку из воска. Он построил ее уже в своей голове.

В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но формируется и сам субъект. . В трудовой деятельности развиваются способности человека, его мировоззренческие принципы.

По своей объективной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно-полезного продукта. Он предполагает выполнение определенного задания, поэтому требует планирования, контроля исполнения, дисциплины.

Трудовая деятельность совершается не в силу привлекательности самого процесса, а ради более или менее отдаленного ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. В силу общественного разделения труда мотивами деятельности отдельного человека становится не продукт его деятельности, а деятельности многих других людей – продукт общественной деятельности.

В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в любом труде значительную роль играют знания и навыки. Знания наиболее важны в сложных интеллектуальных видах труда, навыки – в труде, для которого характерно однообразие, шаблонность выполняемых операций.

Труд — основной источник развития человека, его насущная потребность. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное бытие, материализует замыслы. Однако в зависимости от специфики общественных условий труд может восприниматься как обязанность, тяжелая необходимость. Поэтому в труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности. Роль труженика является одной из базовых ролей в социальной системе. Общество должно стимулировать экономическими, правовыми, идеологическими и иными средствами работника к совершенствованию. Совершенствование личности труженика – процесс системный. Наиболее ярко эта системность проявляется сегодня, в связи с переходом к информационно-компьютерному технологическому способу производства. От сотрудника требуется не только высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки, но и высокий морально- нравственный уровень. Последнее требование становится актуальным в связи с увеличением творческих аспектов в трудовой деятельности и усилением значимости самодисциплины и самоконтроля работающего человека.

8) Какие признаки трудовой деятельности приводит автор в данном тексте?

9) Как влияет труд на личность человека? Ответьте на этот вопрос, используя как текст, так и ваши обществоведческие знания.

10) Используя текст и свои обществоведческие знания приведите не менее 3-х причин, по которым в современных условиях необходимо всестороннее , т.е. системное совершенствование личности работника.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мотивы деятельности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных мотивах деятельности, и одно предложение, раскрывающие сущность одного из мотивов деятельности.

12 . Назовите и проиллюстрируйте примерами два мотива политической деятельности.

13. Составьте план развернутого ответа по теме «духовная деятельность человека» ( 4 пункта, два из них развернутые).

Тест «Деятельность как способ существования людей» 10класс профильный уровень

Тест по теме «Деятельность как способ существования людей» Вариант 1

1.Строительство удобного и безопасного жилья является примером деятельности

1) материально-производственной 2) прогностической

3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразовательной

2.К биологическим свойствам человека относится

1) способность абстрактно мыслить 2) подражание как путь овладения умениями

3) общение с помощью членораздельной речи 4) потребность быть в обществе

3.К социальным потребностям человека относится потребность в

1) общении 2) теплом жилище 3) отдыхе 4) Самосохранении

4.Одним из возможных признаков игры в отличие от труда является

1) действие на основе правил 2) наличие воображаемой обстановки

3) осуществление коллективом людей 4) стремление к поставленной цели

5. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля 2) техника 3) выращиваемая культура 4) Земледелец

6.Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, – это

1) потребность 2) мотив 3) целеполагание 4) Деятельность

7.Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А.Деятельность человека направлена на преобразование природы.

Б.Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8.Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его 1) социальной сущности 2) биологической природы

3) физиологических особенностей 4) психологических качеств

9.Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером? 1) духовная 2) экономическая 3) политическая 4) Социальная

10. Биологическую природу человека отражает потребность

1) иметь потомство 2) в уважении других людей

3) быть в обществе других людей 4) познавать мир и самого себя

11. Введение мировых судов в рамках судебной реформы, проводящейся в РФ, является результатом деятельности

1) ценностно-ориентировочной 2) прогностической 3) познавательной 4) социально-преобразовательной

12.Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она там все про всех знает и подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем, продукты для семьи приобретает, как правило, ее супруг в супермаркете. Какие человеческие потребности реализуются в действиях гражданки В.?

1) престижные 2) экзистенциальные 3) идеальные 4) Социальные

13.Что свойственно и человеку, и животному?

1) преобразование мира 2) самопознание 3) необходимость отдыха 4) свобода выбора цели

14.Деятельность в отличие от общения

1)является потребностью человека 2)может доставлять человеку удовольствие

3)предполагает наличие цели 4)непосредственно преобразует предметы

окружающей среды

Часть В.

В1.Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу. Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Ответ__________

В 2. Установите соответствие между отдельными видами деятельности человека согласно данной классификации и их примерами: к каждой позиции, данной в 1-м столбце, подберите соответствующую позицию из 2-го столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) материально-производственная деятельность

Б) познавательная деятельность

В) социально-преобразовательная деятельность

Г) прогностическая деятельность

Д) ценностно-ориентировочная деятельность

1) практическая деятельность

2) духовная деятельность

В 3 Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека.

1) потребность в общении

2) потребность в сне

3) потребность в достижении статуса

4) потребность в пище

5) потребность в труде Ответ________________________

В 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят:
А) фактический характер ; Б) характер оценочных суждений

  1. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора.

  2. Представляется, что возможности выбора не беспредельны.(3) Свобода каждого человека имеет свои границы. (4) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаком кончается там, где начинается нос соседа».

Ответ__________

В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с __________(1). Основное ее содержание – изменение и __________(2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на __________(3) продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда вязана с определенной __________(4), она и осуществляется ради ее удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как __________(5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, __________(6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропуска

А) окружающий мир

Б) приспособление

В) преобразование

Г) результат

Д) производство

Е) сознательность

Ж) потребление

З) потребность

И) мотив

В 6. Найдите в приведенном списке политические движения, исходя из их способа деятельности. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Революционные

  2. Экономические

  3. Центристские

  4. Реформаторские

  5. Правые

  6. Контрреволюционные

Ответ_________________

Тест по теме «Деятельность как способ существования людей» Вариант 2

1.К социальным потребностям человека относится потребность в

1) отдыхе 2) общении 3) самосохранении 4) сохранении потомства

2.В Государственной Думе происходит обсуждение нового законопроекта о льготном налогообложении. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) политическая 2) экономическая 3) духовная 4) Социальная

3.Результатом деятельности стало создание продукта, обладающего определенными качествами. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что деятельность носила творческий характер?

1) субъектом деятельности выступила группа людей

2) в процессе деятельности применялись сложные орудия труда

3) в качестве объекта деятельности были использованы природные материалы

4) созданный в результате деятельности продукт не имеет аналогов

4. Изготовление витаминизированных пищевых добавок – это пример деятельности

1) материально-производственной 2) ценностно-ориентировочной 3) прогностической 4)познавательной

5.Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

1) практическую 2) ценностно-ориентировочную 3) познавательную 4) прогностическую

6. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой,

1) средства должны соответствовать целям 2) субъектом выступает отдельная личность

3) цель состоит в получении достоверного знания 4) результатом является создание нового продукта

7. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

1) прогностическую 2) социально-преобразовательную

3) материально-производственную 4) ценностно-ориентировочную

8. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется

1) духовной 2) потребительской 3) ценностно-ориентировочной 4) практической

9. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности

1) экономической 2) духовной 3) социальной 4) Политической

10. Постройка гнезд птицами, в отличие от строительства, которое ведет человек, определяется

1) навыком 2) интересом 3) инстинктом 4) привычкой

11. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

1) создание идеального образа ожидаемого результата 2) использование предметов, данных природой

3) целесообразная активность 4) поиск средств удовлетворения потребностей

12. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1) активный характер 2) целенаправленность 3) целесообразность 4) наличие партнера

13. И человек, и животное характеризуются

1) свободой выбора цели 2) индивидуальными интересами

3) самосознанием 4) зависимостью от природных условий

14. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

1) социальной сущности 2) биологической природы 3) физических свойств 4) психических свойств

Часть В.

В 1. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из их ряда.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные.

Ответ_________________

В2. Установите соответствие между видами потребностей и конкретными потребностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОТРЕБНОСТИ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в самовыражении

Б) в смысле жизни

В) в двигательной активности

Г) в общении

1) биогенные (биологические)

2) социальные

3) идеальные

Ответ____________

В 3 Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека.

1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки4) умения 5) наследственность 6) идеалы

В 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1)По мнению ученых, можно выделить три вида духовного производства: науку, искусство, религию.

2)С точки зрения философов, следует добавить к ним еще и мораль, политику и право.

3)Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами.

4)Общественные связи, возникающие между людьми в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, думается, трудно назвать духовными.

Определите, какие положения текста носят.

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, к…

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Тест по обществознанию для 10 кл. «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность». — Оценка знаний учащихся — История и обществознание


Проверочная работа по обществознанию по темам «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность» (10 класс).
1. Одним из компонентов политической системы является:
1) политические нормы; 3) политическая традиция;
2) политическая этика; 4) политическая мораль.
2. Политология – это система:
1) социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определённые политические функции;
2) теоретических знаний о политической сфере общества;
3) политических взглядов общества и социальных институтов государственно-организованного общества;
4) теоретических знаний о социальных институтах.
3, Наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения – это:
1) структура государства; 3) признак государства;
2) функция государства; 4) форма организации государства.
4. Современные основные европейские монархии являются:
1) президентскими; 3) парламентарными;
2) смешанными; 4) абсолютистскими.
5. Определённый тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни, — это:
1) тоталитаризм; 3) демократия;
2) авторитаризм; 4) охлократия.
6. Стабильным является общество, в котором:
1) преобладает высший класс; 3) преобладают люмпенизированные слои;
2) преобладает средний класс; 4) преобладают маргиналы.
7. Важным фактором, определяющим нацию как общность и человека как члена этого общества, является:
1) гражданство; 3) общность политических взглядов;
2) национальное самосознание; 4) религиозная принадлежность.
8. В процессе отношений с органами государственного управления граждане реализуют основные права и свободы:
1) право на жизнь;
2) право участвовать в управлении государством непосредственно или через своих представителей;
3) право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
4) право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
9. Средства массовой информации относятся к такому компоненту политической системы, как:
1) нормативный; 3) культурный;
2) коммуникативный; 4) институциональный.
10. Государство в отличие от партии:
1) является политической организацией; 3) разрабатывает политику;
2) имеет право издавать законы; 4) имеет органы управления и руководства.
11. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:
1) участие в коммерческой деятельности; 3) создание вооружённых групп;
2) контроль личной жизни граждан; 4) участие в избирательной кампании.
Выполните задания.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Структурные элементы политической системы

Политические
организации

Политические отношения Политическая культура

Политические …

2. Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития.
Типы обществ Характеристики общественного развития
А) традиционное
Б) индустриальное
В) постиндустриальное 1) промышленный переворот
2) развитие информационных технологий
3) сословный характер социальной стратификации

3. Распределите перечисленные ниже позиции следующим образом: три первые должны быть предметом экономических наук, три последующие – других наук:
А) формы взаимодействия государства и политических партий;
Б) методы рационального хозяйствования;
В) пути устранения межнациональных конфликтов;
Г) способы внедрения ресурсосберегающих технологий;
Д) особенности научного познания;
Е) условия повышения эффективности производства.

4. Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом «лингвистическом конструкторе» вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и прочее.
Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающие ей успех, способности, объединение, активная часть общества, лёгкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность.

Полный текст материала Тест по обществознанию для 10 кл. «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Белый медведь — ареал обитания, чем питается. В каких странах живет белый медведь

Белый медведь — красивое, благородное животное, которое по праву считается живым символом Арктики. Это самый крупный хищный зверь на планете: взрослые самки вырастают до 2 м длины и 200-300 кг веса. Самцы значительно крупнее – в среднем достигают 2,5 м длины и 450-600 кг веса. А в Канаде исследователи обнаружили самца, вес которого составлял 800 кг! 

Несмотря на внушительные габариты, белые медведи — очень быстрые животные: они способны передвигаться по суше со скоростью до 40 км/ч, а в воде развивать скорость до 10 км/ч.

Медведи переносят температуру -45 градусов и ниже. Не замерзнуть животному помогают мех и толстый слой подкожного жира — более 10 см у взрослых самцов. На самом деле у белых медведей 2 слоя меха, которые предотвращают почти все потери тепла. Взрослые самцы могут даже перегреться во время быстрого длительного бега.

Удивительно, но шерсть белого медведя не белая, а бесцветная. В каждой шерстинке есть полость, наполненная воздухом. Это позволяет лучше сохранять тепло. А кожа животного и вовсе черная. 

У зверя хорошо развиты слух и зрение, а превосходное обоняние медведя позволяет учуять основной вид добычи – кольчатую нерпу и морского зайца – на расстоянии в километр.

В природе белые медведи живут 23-27 лет, и редко в неволе зверь живет дольше 35 лет.

© Максим Козлов

Белый медведь © Jon Aars Norwegian Polar Institute

Белый медведь © Виктор Никифоров

Белый медведь. Чукотка, пос. Рыркайпий © Максим Деминов

Белый медведь. Чукотка © Варвара Семенова

© Варвара Семенова

© Максим Козлов

© Максим Козлов

© Максим Козлов

Белые медведи на мысе Желания (архипелаг Новая Земля) © Иван Мизин

Где живут белые медведи?

Ареал животных тесно связан с арктическим поясом, покрытым дрейфующими и многолетними льдами. Белые медведи, имеющие постоянный доступ к морскому льду, могут охотиться круглый год. Однако там, где летом лед полностью тает, белые медведи вынуждены проводить несколько месяцев на суше. На берегу они в основном выживают за счет накопленных жировых запасов. В последние годы это происходит все чаще из-за сокращения площади ледового покрова в Арктике.

Встретить хищника можно на территории таких стран, как Норвегия (архипелаг Шпицберген), Канада, США (Аляска), Дания (о. Гренландия), Россия. В нашей стране белый медведь с разной частотой встречается от Баренцева до Чукотского морей и Берингова пролива, включая архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, Медвежьи острова, остров Врангеля.

Ученые выделяют 19 локальных популяций белого медведя. На территории России, по данным Красной Книги РФ, находятся три из них: 

  • Карско-Баренцевоморская,
  • Лаптевская,
  • Чукотско-Аляскинская.

Что ест белый медведь?

Основной рацион белого медведя — кольчатая нерпа, морской заяц и другие морские животные. Ловит он их подкрадываясь из-за укрытий, а нерпу караулит возле лунок: как только животное показывается из воды, медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает ее на лед. В первую очередь хищник съедает жир, остальную тушу — лишь в случае сильного голода. 

Крупных моржей медведю, как правило, добыть не под силу, не говоря уже о китах, хотя маленьких моржат он все же иногда ловит. На сухопутных животных ему охотиться слишком тяжело, хотя в последние годы зафиксировано несколько случаев нападения медведя на северных оленей. Если хищнику попадется туша уже погибшего моржа, кита, оленя, песца — то он охотно будет ее есть. К рыбной ловле медведь почти не приспособлен. Но если зверь голодный, он будет есть все: птичьи яйца, травянистые растения или даже водоросль-ламинарию. Однако это далеко не норма, скорее просто способ набить желудок.

Размножение белого медведя

В среднем, самки белых медведей приносят потомство раз в три года. Спаривание проходит с марта по июнь, с пиком в апреле. В это время за одной самкой могут «ухаживать» несколько самцов. Между самцами во время гона нередки ожесточенные поединки.

Беременность белой медведицы длится около полугода. В берлогу, где происходят роды, она залегает в октябре-ноябре и проводит там безвылазно не менее трех месяцев. В это время самка живет только благодаря запасам жира.  Две трети выводков состоят из двух медвежат, меньше одной трети – с одним детенышем, и очень редко в выводках бывает три медвежонка.

Новорожденные медвежата беспомощны и весят около 500 — 700 граммов, в возрасте около месяца они прозревают и начинают слышать. Берлогу самка с малышами покидают в марте-апреле, они уже весят 8-12 кг и покрыты густой шерстью. Медвежата остаются с матерью до 2,5 лет.  При этом считается, что уже в возрасте полутора лет медвежонок может сам добывать пищу 

Смертность среди медвежат в первый год жизни составляет 30-50%, но в особо неблагоприятные для выживания детенышей годы может достигать 50% и более.

Интересные факты о белом медведе

  • У белого медведя 42 зуба
  • Подкожная жировая прослойка медведя может достигать до 10 см в толщину.
  • Белый медведь настолько хорошо защищен от холода, что может перегреться даже при минусовой температуре. Чтобы избежать этого, в свободное от охоты время животные стараются медленно передвигаться и часто отдыхать.
  • Белые медведи — одиночки. За исключением брачного периода, они предпочитают обходить своих сородичей стороной. Но на свалках с пищевыми отходами и у выброшенной на берег туши моржа или кита они могут образовывать крупные временные скопления. Особенно часто это наблюдается на о. Врангеля и северном побережье Чукотки.
  • Лапы белого медведя идеально подходят для передвижения по Арктике. Они размером с обеденную тарелку, до 30 см в диаметре. Это позволяет медведям ходить по тонкому льду, не проваливаясь. Во время плавания передние лапы действуют как большие весла, а задние — как рули направления.
  • Черные подушечки на нижней части каждой лапы медведя покрыты небольшими мягкими бугорками — папиллами. Они позволяют держаться за лед и не дают медведю поскользнуться. Меха между пальцами и подушечками лап также помогает согреться.
  • Белый медведь может съесть до 45 кг тюленьего жира за один присест!
  • Как и люди, большинство белых медведей спят по 7-8 часов без перерыва. И они тоже дремлют днем, особенно после поедания тюленя!
  • Лишь 2% попыток белого медведя охотиться оканчиваются успехом. При этом хищник способен голодать и чувствовать себя в форме несколько месяцев.

Еще больше вопросов и ответов о белом медведе

Видео белого медведя