Президент ∙ Структура ∙ Президент России
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.
Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.
Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.
В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О.
г. в.
Государственное устройство
С 1990 г. в республике принято три важнейших документа: Декларация о государственном суверенитете, Конституция и Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Все три документа в совокупности составляют не только правовую базу, но и фундамент политической стабильности общества, основу экономических реформ.
19 апреля 2002 года Госсоветом Татарстана принята новая редакция Конституции республики. В Конституции провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и обязанность Республики Татарстан — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В Конституции Татарстана закреплены такие принципы, как всеобщее избирательное право, свобода слова, свобода совести, возможность участия в политических партиях и организациях и т.д.
С июня 2000 г. в республике функционирует институт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.
Конституция Татарстана закрепляет разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
Главой государства и высшим должностным лицом Республики Татарстан является Президент. Он возглавляет систему исполнительных органов государственной власти в республике и руководит деятельностью Кабинета Министров — исполнительного и распорядительного органа государственной власти. Кабинет Министров ответственен перед Президентом. Кандидатура Премьер-министра утверждается парламентом Татарстана по предложению Президента.
Высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Татарстан является однопалатный Государственный Совет (парламент).
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Судебная власть осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями. Судопроизводство и делопроизводство в судах ведутся в соответствии с федеральным законом.
Система государственного управления в России в первой половине XIX в.
Император Александр I (1801—1825)
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался.
В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А. С. Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…» Другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России.
Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815—1825 гг.
Эра либерализма
Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.
В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.
Реформы государственного управления
К началу XIX в. коллегии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов государственного управления.
Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.
В 1810—1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.
В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначились императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803—1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.
Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский (1772—1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России.
В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.
Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества.
В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.
Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Государственный совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г. )
Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819—1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
Аракчеевщина
В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.
Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений — добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808—1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815—1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 — в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу.
Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.
Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация — междуцарствие. В ходе переговоров между вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Петербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола, так как был женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла — Николай.
Император Николай I (1825—1855)
Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Николая не готовили к управлению Россией. Его интересовало главным образом военное дело, особенно внешняя сторона — парады, маневры и муштра. А. И. Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством.
Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока… я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.
Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углублявшегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах — все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.
При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, ведавших политическими, общественными и духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. III отделение имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами.
В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс. человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).
Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введен институт «почетных граждан». Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.
Кодификация законов
Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства.
Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.
В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала небольшими изменениями вплоть до начала XX в.
на вопросы читателей «Комсомольской правды» ответила заместитель Председателя правления Пенсионного Фонда России Лилия Чижик
В отделения Пенсионного фонда начали обращаться первые желающие воспользоваться денежками за рождение второго, третьего и последующего ребенка. Вопросов у мам и пап — масса! На некоторые из них во время «Прямой линии» в «Комсомолке» ответили заместитель Председателя правления Пенсионного Фонда России Лилия Чижик и директор Департамента методологии и маркетинга Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Константин Ярославцев.
Пенсия и образование детей подождут до 2010 года
— Я — Черноусова Дина, Белгородская область, село Казацкое. Есть сертификат на материнский капитал. Сколько он вообще «стоит»?
— С 1 января этого года — 299 731 рубль 25 копеек.
— Я могу сейчас воспользоваться этими деньгами?
— Если планируете направить их на улучшение жилищных условий без оформления кредитов, на образование детей или на накопительную часть своей пенсии, то по закону это можно сделать не раньше, чем вашему второму ребенку исполнится 3 года (Имеется в виду второй ребенок, родившийся (усыновленный) после 1 января 2007 года. А также третий, четвертый и последующий, если после рождения именно второго ребенка вы не оформляли материнский капитал). Если же вы взяли кредит на строительство или приобретение жилья, то уже в этом году можете направить средства материнского капитала на его погашение. И не имеет значения, сколько лет малышу.
— Меня зовут Евгения, Москва. У меня вопрос по поводу использования материнского капитала на образование. Что под этим подразумевается?
— Материнский капитал можно направить на оплату образовательных услуг любого вашего ребенка, если у учреждения есть лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Это могут быть вузы, школы, детские сады и так далее. Средства можно направить и на оплату проживания во время обучения. Но этот механизм заработает только с 2010 года. Обращаться с таким заявлением можно будет, когда ребенку исполнится 2, 5 года.
— А каков механизм оплаты?
— Нужно будет заключать договор на предоставление платных услуг с образовательным учреждением, в нем прописать порядок перечисления средств. Подробную консультацию можно получить в управлении Пенсионного фонда по месту жительства.
Разбираемся в кредитах
— Добрый день, беспокоит Семцова Светлана из Ростова-на-Дону. Взяли кредит на ремонт, но потратили его на покупку квартиры. Можно ли погасить такой кредит материнским капиталом?
— В настоящее время материнский капитал можно направить только на погашение долга по кредиту, который взят на строительство или приобретение жилья. Формулировка «на ремонт» законом, увы, не предусмотрена.
— Татьяна из Липецка. У нас кредит по программе «Молодая семья» на покупку дома с земельным участком. Можно ли его закрыть материнским капиталом?
— Если в договоре с банком есть слова «на приобретение дома, жилого помещения», то можно. Если же кредит только на приобретение земельного участка, то он не подпадает под действие закона.
— Но у нас написано в договоре и на землю, и на дом…
— Если кредитный договор оформлен на приобретение дома с земельным участком и в нем нет разграничения по суммам на указанные цели, то ваше заявление должны принять.
— Можно ли материнский капитал использовать для покупки дома или дачи? У нас четверо детей, мы хотели бы домик за городом.
— Главное условие: дом должен быть оформлен как жилое помещение. Вместе с другими документами необходимо будет представить договор о купле-продаже именно жилого помещения. Обращаться, когда ребенку исполнится два с половиной года.
— Я подписала договор о долевом строительстве. Имею право на семейный капитал. Получится им оплатить долевое строительство?
— Вы имеете право обратиться в Пенсионный фонд с заявлением и необходимыми документами, когда ребенку будет 2, 5 года. И через полгода, когда ребенку исполнится 3, Пенсионный фонд перечислит средства материнского капитала в счет оплаты цены договора участия в долевом строительстве.
— Марина, Подольск. Можно ли взять кредит на жилье сейчас, чтобы рассчитаться материнским капиталом?
— Да, кредитный договор или договор займа на улучшение жилищных условий можно взять до 31 декабря 2010 года.
Как правильно написать обязательство
— Самара беспокоит, Лютов Дмитрий. В какой срок материнский капитал перечислят в счет нашего ипотечного кредита? Мы уже сдали все документы.
— У Пенсионного фонда по закону есть один месяц на принятие решения. Вам обязательно сообщат, положительное оно или отрицательное. И два месяца уйдет до поступления средств в ваш банк.
— Скажите, а если первый ребенок старше 18 лет, все равно надо оформлять обязательство взять его в собственники жилья?
— Законодательство защищает всех членов семьи, однако форма этой защиты очень мягкая — по соглашению. И любой взрослый может отказаться от своей доли собственности.
— Меня зовут Светлана, я из Москвы. В перечне документов есть письменное обязательство оформить помещение в общую собственность родителей и детей по соглашению в течение 6 месяцев. Где взять форму для нотариуса?
— Вообще это обязательство пишется в произвольной форме. Но Федеральная нотариальная палата уже направила рекомендации президентам нотариальных палат субъектов РФ по оформлению обязательства.
— Квартира, купленная по ипотеке, оформлена в собственность трех членов семьи — меня, мужа и старшего ребенка. Нам нотариус отказывает в подписании обязательства, посылает в органы опеки…
— Письменное обязательство не влечет изменений имущественных прав несовершеннолетнего собственника. Участия органов опеки и попечительства не требуется.
Сертификат дают не за роды, а за детей
— Выплачивается ли материнский капитал матерям, родившим в первые роды двойню, тройню и так далее?
— В законе речь идет о детях, а не о количестве родов! Поэтому если после 1 января 2007 года родилась двойня, то семья имеет полное право на материнский капитал. Он выдается один раз в жизни.
— Если первый ребенок умер, дадут ли нам 300 тысяч?
— Если на ребенка было получено свидетельство о рождении, то вы можете рассчитывать на получение сертификата
.— Добрый день. У меня старший ребенок от первой жены. Сейчас вторая родила. Может, нам положен материнский капитал?
— Изначально право на дополнительную помощь от государства имеет мать. Мужчина может рассчитывать на сертификат, только если он является единственным усыновителем второго ребенка. В вашем случае по закону сертификат на материнский капитал не положен.
Семья распалась — долг остался
— Самарская область, город Сызрань, Татьяна. Что делать, если бывший супруг претендует на часть квартиры, купленной по ипотеке? Из материнского капитала мы не хотим оплачивать его долю!
— Вы должны будете у нотариуса засвидетельствовать обязательство о распределении собственности между членами семьи — той, которая сейчас существует. Бывший муж уже не входит в ее состав, если развод оформлен в установленном порядке.
— Здравствуйте! Квартира куплена до брака, обязательно ли мужу выделять часть в этой квартире?
— Соглашение сторон как раз дает возможность урегулировать собственнические отношения.
О справке из банка и праве созаемщика
— Меня зовут Ирина. Можно ли, чтобы кредит на жилье взяла моя родная сестра, а я погасила бы его часть своим материнским капиталом? Мы бы оформили квартиру в долевую собственность на меня, сестру и моих детей?
— Да, такая схема возможна, если вы выступите созаемщиком по кредиту и это подтверждено договором с банком.
— Чтобы погасить ипотечный долг, нужно представить справку о размерах остатка долга. Наш банк отказался дать такую!
— На днях Центробанк РФ дал кредитным организациям рекомендации относительно формы справки кредитора. Эти рекомендации можно найти на сайте банка cbr.ru и на сайте Пенсионного фонда -www.pfrf.ru. Справка должна быть на фирменном банковском бланке с указанием исходящего номера, даты. В ней указываются номер и дата кредитного договора, предмет кредитного договора, остаток долга в рублях и все необходимые реквизиты банка, куда переводить средства материнского капитала.
Проблемы с пропиской
— Проживаю в Белгородской области, но скоро уеду в Краснодарский край. Где я смогу получить материнский капитал?
— Вы можете обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту постоянной регистрации, по месту временной регистрации или по месту фактического проживания. Выбирайте сами, как вам удобно. Если вы обращаетесь из Краснодарского края в Белгородскую область, то нужно почтой отправить заявление и копии документов. Все документы должны быть заверены у нотариуса.
— А потом приехать забрать?
— Да, в любое время. Ваше право получения сертификата никаким сроком не ограничено.
— Имеет ли право на получение материнского капитала гражданка России и Канады? У детей тоже двойное гражданство.
— Пожалуйста. Главное, что и она, и младший ребенок являются гражданами России. Для этого сначала надо оформить сертификат. Если у вас нет регистрации в России, отправляйте их в Пенсионный фонд по почте. В течение месяца после получения документов здесь примут решение и в случае, если оно будет положительное, вышлют вам сертификат.
— Этот сертификат можно использовать на улучшение жилищных условий, образование и пенсию только в России?
— Да, только в России.
Источник: «Комсомольская правда»
Структура корпоративного управления — Управление
избраниеизбраниеВнешний аудиторотчетностьназначениеотчетностьотчетностьРевизионная комиссияКорпоративный секретарьОбщее собрание акционеровизбраниеизбраниеотчетностьотчетностьотчетностьотчетностьизбраниеПравление Подробнее 10Cостав Правления КомпанииЧеловек10Cостав Совета директоровЧеловекСостава Совета директоров являются независимыми директорами30%Совет директоров Подробнее Комитет по бюджетуКомитет по аудиту Подробнее Подробнее Комитет стратегииКомитет по корпоративному управлению, кадрам и вознаграждениям Подробнее Подробнее ПрезидентПредседательПравления Подробнее Департамент внутреннего аудитаназначениеруководителяотчетностьутверждениезаключениеСлужба по финансовому контролюСлужба риск-менеджментаДепартамент внутреннего контроляБлок внутреннего контроляи риск-менеджментаКомитет по устойчивому развитию и изменению климата Подробнее Подробнее Подробнее Подробнее Подробнее Подробнее Подробнее Подробнее Подробнее Общее собрание акционеров Комитет по корпоративному управлению, кадрам и вознаграждениямКорпоративный секретарьПравлениеПрезидентПредседательПравленияРевизионнаякомиссияВнешнийаудиторКомитет по стратегииКомитет по аудитуКомитет по бюджетуКомитет по устойчивому развитию и изменению климатаДепартамент внутреннего аудитаСлужба по финансовому контролюСлужба риск-менеджментаДепартамент внутреннего контроляСоветдиректоровБлок внутреннего контроляи риск-менеджментаутверждениезаключениеизбраниеизбраниеизбраниеизбраниеизбраниеотчетностьотчетностьотчетностьотчетностьотчетностьотчетностьназначениеруководителяотчетностьотчетностьназначениеотчетность
Высший орган управления компании. КомпанияПубличное акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»Перейти к словарю ежегодно проводит годовое Общее собрание акционеров.
Аудиторская организация или аудитор, привлекаемые для проведения независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности компании в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Кандидатура аудитора утверждается на годовом Общем собрании акционеров компании.
Коллегиальный орган управления, осуществляющий стратегическое управление компанией и контроль деятельности исполнительных органов компании.
Подробнее
Коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство текущей деятельностью компании в пределах своей компетенции, определенной Уставом компании, а также обеспечивающий выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров.
Подробнее
Правление
Правление как орган управления ПАО «ККС-Групп» введено с даты утверждения Устава ПАО «ККС-Групп» в редакции №9 от 30.06.2017г.
Правление ПАО «ККС-Групп» отвечает за практическую реализацию целей, стратегии развития и политики Общества и осуществляет руководство текущей деятельностью Общества в рамках компетенции, определенной Уставом Общества, решениями Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.
Основными задачами Правления Общества являются:
- разработка предложений по стратегии развития Общества;
- реализация финансово-хозяйственной политики Общества, выработка решений по важнейшим вопросам его текущей хозяйственной деятельности и координация работы его подразделений;
- повышение эффективности систем внутреннего контроля и мониторинга рисков;
- обеспечение достижения высокого уровня доходности активов Общества и максимальной прибыли от деятельности Общества.
Действующий состав Правления в количестве 5 человек избран Советом директоров ПАО «ККС-Групп» 03 сентября 2020 года.
Кочетков Геннадий Александрович председатель Правления, 1951 года рождения. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, 1973-1978 гг., Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Входит в состав Правления с 2017 года.
Клапцов Алексей Витальевич член Правления, 1978 года рождения. Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ), 2001г., РНЦ «Курчатовский институт», 2005г. Входит в состав Правления с 2019 года.
Краснова Ирина Александровна член Правления. Окончила Московский ордена трудового знамени институт управления им. С. Орджоникидзе, 1987г. Входит в состав Правления с 2017 года.
Кузина Ольга Викторовна
член Правления. Окончила Тульский государственный технический университет, 1994г. Всероссийский заочный финансово-экономический институт, 1998г. Входит в состав Правления с 2017 года.
Щукин Юрий Васильевич член Правления. Окончил Тульский политехнический институт, 1986г., Юридический институт МВД России, 1997г. Входит в состав Правления с 2017 года.
Деятельность Правления ПАО «ККС-Групп» регулируется Положением о Правлении ПАО «ККС-Групп», текст которого размещен на странице Общества в сети Интернет http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=23308.
Государственные программы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ответственный депутат премьер-министра / государственный клиент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационное общество, 2011-202020 гг. Утверждено директивой № 1815-R 20 октября 2010 г. | Заместители Председателя Правительства Аркадий Дворкович и Сергей Приходько, Министерство связи и массовых коммуникаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доступная среда, 2011–2015 Утв. | Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальная поддержка граждан 95007 Утв. от 27 декабря 2012 г. | Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение занятости 2149-R 22 ноября , 2012 | Заместитель премьер-министра Ольги Голодец, Министерство труда и социального обеспечения Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие здравоохранения Утверждено директивой № 2511- от 24 декабря 2012 г. | Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец, Минздрав России | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы от 27.12.2012 № 2567-р | Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец, Министерство культуры Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие образования, 2013–2020 р 9022-9 Утв. | Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец, Министерство образования и науки Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие науки и технологий Утверждена Приказом № от 20.12.2012 № 2433-р | Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец, Министерство образования и науки Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие лесного комплекса на 2013–2020 годы Утв. от 28 декабря 2012 г. | Заместитель Председателя Правительства Аркадий Дворкович, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Охрана окружающей среды, 2012–2020 гг. Утв.от 27.12.2012 № 2552-р | Заместитель Председателя Правительства Аркадий Дворкович, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы
Утв. | Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Рогозин Д.М., Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности от 30.01.2013 № 91-р | Заместители Председателя Правительства Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности, 2013–2025
|