Причастия склонение: Урок 11. склонение причастий. правописание гласных в падежных окончаниях причастий — Русский язык — 7 класс

Содержание

правописание гласных в падежных окончаниях, правило, таблица и примеры

Склонение причастий в русском языке

Склонение (или изменение по падежам) причастий идентично склонению прилагательных. Род, число и падеж у причастий не являются постоянными грамматическими признаками, в предложении причастие зависит от существительного или заменяющих его частей речи, оно связано с ними не только по смыслу, но и грамматически, т.е. с помощью окончаний.

По окончанию причастия можно определить, в каком роде, числе и падеже оно употреблено в конкретном предложении и с каким словом оно связано. Рассмотрим пример.

Пример

Следовательно, окончание самого причастия тесно связывает его с каким-то другим словом в предложении — «парящей» должно зависеть от существительного женского рода, стоящего в единственном числе и дательном/родительном падеже.

Исходное предложение: Зрители были в восхищении от акробатки, парящей в небе вместе с паралетом.

Находим искомое существительное и получаем словосочетание «парящей акробатки». Можно убедиться, что это существительное имеет все вышеперечисленные признаки. Уточняем падеж. В восхищении (от кого?) от акробатки — падеж родительный. Теперь проверяем по вопросу гласную в окончании причастия: акробатки (какой?) парящей. Все верно.

Из этого примера видно, что для правописания окончаний причастия важно точно определить в предложении слово, к которому оно относится. Дальше алгоритм действий по проверке окончаний несложен. Он аналогичен проверке окончаний у прилагательных. 

Как определить, основные правила

Окончание причастия не всегда находится в конце слова. После него может стоять суффикс -ся: приходящ[ая] няня, приходящ[ая]ся родственницей.

Правило 

Если в вопросе гласная О, то в окончании причастия будут гласные О или Е (выбор зависит от твердости/мягкости предшествующего согласного). Если в вопросе гласная И, то в окончании — И или Ы. Если в вопросе У, то в окончании — У или Ю

Не следует проверять вопросом причастия в форме мужского рода, именительного падежа, т.к. они имеют окончания [ий] или [ый], хотя вопрос задается с О: (какой?) зовущ[ий], согнут[ый].

Таблица и примеры

Склонение причастий (мужской род)

ПадежВопросОкончаниеПример
 Именительный  какой?

   -ИЙ

   -ЫЙ

   поющИЙ ребенок

   ведомЫЙ пилот

 Родительный  какого?

   -ЕГО

   -ОГО

   поющЕГО ребенка

   ведомОГО пилота

 Дательный  какому?

   -ЕМУ

   -ОМУ

   поющЕМУ ребенку

   ведомОМУ пилоту

 Винительный  какого?

   -ЕГО

   -ОГО

   поющЕГО ребенка

   ведомОГО пилота

 Творительный  каким?

   -ИМ

   -ЫМ

   поющИМ ребенком

   ведомЫМ пилотом

 Предложный  о каком?

   -ЕМ

   -ОМ

  о поющЕМ ребенке

  о ведомОМ пилоте

Склонение причастий (женский род)

Падеж Вопрос Окончание Пример
  Именительный  какая?  -АЯ

   несущАЯ конструкция

   снятАЯ пленка

  Родительный  какой? 

  -ЕЙ

  -ОЙ

   несущЕЙ конструкции

   снятОЙ пенки

  Дательный   какой? 

  

  -ЕЙ

  -ОЙ

   несущЕЙ конструкции

   снятОЙ пенке

  Винительный   какую?   -УЮ

   несущУЮ конструкцию

   снятУЮ пенку

  Творительный   какой?

  -ЕЙ

  -ОЙ

   несущЕЙ конструкцией

   снятОЙ пенкой

  Предложный   о какой? 

  

  -ЕЙ

  -ОЙ

   о несущЕЙ конструкции

   о снятОЙ пенке 

Склонение причастий (средний род)

 Падеж Вопрос Окончание Пример
  Именительный   какое?

  -ЕЕ

  -ОЕ

   животворящЕЕ тепло

  запланированнОЕ мероприятие

  Родительный   какого?

  -ЕГО

  -ОГО

   животворящЕГО тепла

  запланированнОГО мероприятия

  Дательный    какому?

  -ЕМУ

  -ОМУ

   животворящЕМУ теплу

   запланированнОМУ мероприятию

  Винительный    какое?

  -ЕЕ

  -ОЕ

   животворящЕЕ тепло

   запланированнОЕ мероприятие

  Творительный    каким?

  -ИМ

  -ЫМ

   животворящИМ теплом

   запланированнЫМ мероприятием

  Предложный    о каком?

  -ЕМ

  -ОМ

   о животворящЕМ тепле

   о запланированнОМ мероприятии 

Склонение причастий (мн.

ч.)
 Падеж Вопрос Окончание Пример
  Именительный  какие?

   -ИМ

   -ЫМ

   сомкнувшИМся рядам

   упомянутЫМ докладчикам

  Родительный  каких? 

   -ИХ

   -ЫХ

   сомкнувшИХся рядов

   упомянутЫХ докладчиков

  Дательный   каким? 

   -ИМ

   -ЫМ

   сомкнувшИМся рядам

   упомянутЫМ докладчикам

  Винительный 

  какие?

  каких? 

   -ИЕ

   -ЫХ

   сомкнувшИЕся ряды

   упомянутЫХ докладчиков

  Творительный   какими?

   -ИМИ

   -ЫМИ

   сомкнувшИМИся рядами

   упомянутЫМИ докладчиками

  Предложный   о каких? 

   -ИХ

   -ЫХ

   о сомкнувшИХся рядах

   об упомянутЫХ докладчиках 

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок в 7 классе по теме:

«Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»

Цели: 1) научить определять гласные в падежных окончаниях причастий;

  1. показать сходство склонений причастий и прилагательных;

  2. закрепить навыки разбора словосочетания;

  3. продолжать работу по развитию орфографических умений и навыков учащихся.

Методы и приёмы: наблюдение, сопоставление языковых явлений; орфографическая работа; тренинг по осознанному применению правила.

Ход урока

I. Организационный момент.

Так уж получилось, что изучение темы “Причастие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть. Про осень писатель говорил, что она

“мила красою тихою, блистающей смиренно”.

Какими словами он описал это время года? (неяркая, неброская красота поздней осени. Нельзя не заметить и слова “блистающей” (причастие), утверждающего настоящую, высокой пробы красоту). “Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. А мы продолжаем изучать причастие.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Что такое склонение?

(Склонение — это изменение именных частей речи по падежам).

Как же склоняются причастия?

Чтобы ответить на этот вопрос, изменим по падежам словосочетание бегущий человек.

И.п. бегущий человек

Р.п. бегущего человека

Д.п. бегущему человеку

В.п. бегущего человека

Т.п. бегущим человеком

П.п. о бегущем человеке

На окончания какой части речи похожи окончания причастия?

(Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 35-36).

Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному и согласуются с ним.

IV. Закрепление изученного материала.

1) Упр. 79 (письменно).

Запишите словосочетания в форме дательного, творительного, предложного падежей единственного числа.

  1. Физкультминутка.

Я перечисляю словосочетания, если словосочетание с причастием, то хлопаешь в ладоши, если с прилагательными, то закрываешь глаза.

Опустевший лес, деревянный дом, вянущие рябины, отдыхающее поле, пустые поля, грустная примета, дрожащая паутина, отшумевшие облака, листва лимонная, славная осень.

2) Упр. 82 (письменно).

Списать предложения, ставя причастия в определенную форму (род, число, падеж). Окончания причастий выделить.

3) Подберите прилагательные и причастия к данным существительным: рыба, собака, яблоко.

Определите общие признаки прилагательного и причастия.

4) Образуйте от данных глаголов причастия: увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.

Определите общие признаки глагола и причастия.

VI. Выводы.

— Как склоняются причастия?

— Как правильно написать окончания причастий?

VII. Домашнее задание

Параграф 13 (учить правило), упр. 83 по заданию.

Склонение причастий — презентация онлайн

1. Склонение причастий

2. Цель урока

Выработать навыки различения
падежных форм причастий и
прилагательных, правописания
падежных окончаний причастий
Отработать навык согласования
причастия с местоимением и
существительным
Познакомить практически с возвратными
причастиями

3.

Сопоставление окончаний и лексического значения прилагательных и причастий И.п. Летняя пора
Р.п. Летней поры
Д.п. Летней поре
В.п. Летнюю пору
Т.п. Летней порой
П.п. О летней поре
И.п. Бегущая вода
Р.п. Бегущей воды
Д.п. Бегущей воде
В.п. Бегущую воду
Т.п. Бегущей водой
П.п. О бегущей воде
Вывод: род, число, падеж причастия, как и прилагательного,
зависят от формы определяемого существительного

4. Работа с текстом

В конце осени
По утрам густой туман накидывает непроницаемую молочную
завесу на поредевший лес.
Бывает, что зима решает отомстить уходящему лету и в первых
числах октября выпадает снег. Его мокрые хлопья облепляют деревья,
не успевшие сбросить листву. Под непомерной тяжестью почти до
земли прогибаются молодые тополя, клены, березы…
Коротки дни золотой осени. Очень скоро приходят северные ветры –
сиверы, моросящие дожди. В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Выписать словосочетания «причастие + существительное», поставить
вопрос от главного слова к зависимому, доказать правильность
написания окончания причастия.

5. Синтаксическая пятиминутка

Записать предложение, произвести его синтаксический разбор.
Свет солнца отражается в воде, и золотыми
кажутся летящие за кормой чайки. ( 1 вариант)
Тропинка привела к живописному болоту,
образовавшемуся у лесной речки. ( 2 вариант)

6. Образование и употребление возвратных причастий

Составьте и запишите предложения с данными
словосочетаниями.
За виднеющ…мся вдали лесом,
потеряющ…йся в зарослях тропинке, о
приютивш…мся на берегу городке.
Какие буквы вы вставили в окончания причастий?
Влияет ли суффикс –ся на гласную в окончании
причастия?
Вывод: суффикс –ся не влияет на окончание причастия

7. Выборочный диктант

Найти и выписать из текста возвратные причастия.
Солнце, еще не скрытое облаками, ярко
освещает ее мрачную фигуру.
Вдалеке
вспыхивает молния и слышится слабый гул,
постепенно усиливающийся, приближающийся
и переходящий в прерывистые раскаты,
обнимающие весь небосклон.

8. Просклонять причастия

Надвигающаяся осень (1 вариант)
Уходящее лето (2 вариант)

9. Итоги урока

Что мы сегодня нового узнали на уроке?
Какую тему мы повторили?
Как эти темы связаны между собой?

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)

Цели: закрепить навыки склонения причастий; способствовать развитию речи учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, реализация межпредметных связей; самостоятельная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Продолжение слушаний.)

2. Проверка усвоения материала.

— В чем особенности склонения причастий?

— Как выбрать гласную в окончании причастия?

— Какие словосочетания образуются с участием причастий?

3. Упражнение 67: проверка “по цепочке”, синтаксический разбор выполняет один из учеников на доске.

Дополнительный вопрос:

— Из какого произведения Куприна взяты предложения? (“Белый пудель”.)

II. Закрепление темы “Склонение причастий”

1. Упражнение 68: комментированное письмо.

2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.

Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.

3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений.

Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.

Сейчас от былого величия остались только свидетели его — замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня.

У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас — тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)

Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.

Домашнее задание

1. § 11.

2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.

Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.

Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий