Гласные в причастиях перед нн и н: Гласные в суффиксах причастий перед «нн»: правило написания, примеры, исключения

Содержание

Гласные перед суффиксами причастий прошедшего времени

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Морфология
  5. Причастие
  6. Гласные перед суффиксами причастий прошедшего времени

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом пишется такая же гласная, как и в глаголе неопределённой форме, от которого образуются причастия: гореть — горевший.

В полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени и в отглагольных прилагательных перед одной и двумя буквами Н

  • пишутся -а- или -я-, если причастие образовано от глагола на -ать , -ять, например:

  размешать — размешанный, размешан;

 потерять — потерянный, потерян;

  • пишется -, если причастие образовано от глагола на -еть, -ить или на согласный, например: 

 увидеть — увиденный, увиден;

 накормить — накромленный, накормлен;

 заплести — заплетённый, заплетён.

В суффиксах причастий —енн- (-ённ-), -ен- (-ён-) после шипящих под ударением пишется ё, без ударения — е. Например:

ограничить — ограни́ченный, ограни́чен.

лишить — лишённый, лишён.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

НЕ с причастиями

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

-Н-/-НН- в суффиксах страдательных причастий

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Морфологический разбор причастия

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Причастие

Деепричастие

Наречие

Местоимение

Слова категории состояния

Предлоги

Частицы. Их виды.

Союзы

Междометия и звукоподражательные слова

Морфология

Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 151, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 78, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 201, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 425, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 447, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 454, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 455, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 456, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 458, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 515, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 516, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 561, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 748, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 103, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 106, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 110, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 58, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 64, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 158, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 161, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 484, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 175, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 98, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 102, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 223, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 311, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 408, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 58, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 116, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 117, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


© budu5. com, 2022

Пользовательское соглашение

Copyright

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

Работа с текстом.

Отрывок из фельетона.

Прочитайте отрывок из фельетона. Установите, что придает ему шутливый, ироничный характер.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Работа в паре.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк…ный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; рекомендов…нная литература; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нные рядом дома; изобрет…нный прибор

 

Проверка усвоения написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Учитель диктует по три слова, учащиеся записывают в строчку нужную букву.

1 оклеена, скошенный, изучена

2 получен, засеян, развеян

3 просвечен, услышан, прочита

н

4 озарена, описанный, взволнованный

5 выполнен, увиденный, умноженный

6 растерянный, окутанный, остановленный

7 сорванный, посыпанный, обиженный

8 рассчитанный, потерянный, направленный

9 ухоженный, вылепленный, закрученный

 

Работа со словами.

Пользуясь  таблицей, данной на с. 54 учебника, образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы причастий.

Сломать, поранить, создать, раскалить, прочитать, сдержать, разбить, получить, установить.

 

Сломать – сломанный

поранить – пораненный

создать – созданный

раскалить – раскаленный

прочитать — прочитанный

сдержать – сдержанный

получить

 – полученный

установить – установленный

 Работа с учебником. Выполнение упражнения 106.

Гласные перед н и нн в причастиях

1. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

•Каково грамматическое значение причастия?
•Обозначает признак предмета по действию
•Какие признаки глагола есть у причастия?
•Вид, время, возвратность
•Какие признаки прилагательного есть у
причастия?
•Род, число, падеж
•Какова синтаксическая роль причастий?
•Полные причастия – определения, краткие –
сказуемое
Причастия
Действительные
УЩ-ЮЩ
АЩ-ЯЩ
ВШ
Ш
Страдательные
Настоящее
время
ОМ-ЕМ
ИМ
Прошедшее
время
НН-ЕНН
Т

4. Перед н в полных и кратких страдательных причастиях пишется гласная

А иЯ
Е
от глаголов на
от глаголов на
-ать, — ять
-еть, -ить,
Засеянное
выкован
засеять
выковать
Украшенный
украсить
затоплен
затопить
увиденный
увидеть
Перед н или
пиши а и я
пиши е
нн
глагол
на -ать,
-ять
глагол
на -еть,
-ить

6.

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени • Организовать вечер,
• возложить цветы,
• окопы обстрелять,
• заметить ошибки,
• зажечь огонь

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограмму.

Утер..нные документы, стел..щийся
туман, вид..мый глазом, прострел..нная
нога, кле..щий карандаш, движ..мый
чувством, обстрел..нные неприятелем
позиции, засе..вший поля, раскле..нные
по городу афиши, зате..нный спор,
увид..вший ошибку.

8. Вставь пропущенные буквы, выдели причастные обороты, расставь знаки препинания.

1.Бледно-голубое небо светлело и
смотрело на улицу усе…нную ж…лтой
листвой.
2. Подстрел…нная охотником утка упала в
камыш…вые зар…сли.
3. Кони заранее накормл…нные были
быстро запряж…ны.
Выполни синтаксический разбор
последнего предложения.

9. Укажи цифры, на месте которых должны стоять запятые

а) Трава (1) пригибаемая
ветром (2) ложилась на
землю.
б) Мы подошли к лагерю(3)
расположенному на
высоком берегу (4) реки.
в) Любишь каждую (5)
поникшую от росы (6)
травинку.

10. Употребление причастий в речи

Исправь ошибки в
употреблении причастий
1. Он не замечал ни лесов,
ни озер, заросшие
кувшинками.
2. Росшие незабудки у ручья
уже зацвели.
3. На деревьях распустились
первые листочки,
растущих около дома.

«Правописание гласных перед Н и НН в причастиях» (2 урок — закрепление). « Центр дистанционного творчества «Индиго»

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание гласных перед Н и НН в причастиях» (2 урок — закрепление).

Автор: Таубикова Муслимат Османовна, учитель русского языка и литературы первой катеогрии, МОУ СОШ №22 п. Беркакит Нерюнгринского р-на, РС (Якутия).

О себе: стаж педагогический работы 28лет. Отличительная черта как педагога — чуткость, понимание. Самое важное качество, которое хочу видеть в своих воспитанниках — доброта, порядочность. Учитель и ученик растут вместе – эта вечная педагогическая истина, которая приобретает особый смысл. В человеке, растущем всё должно формироваться вовремя. Вовремя надо заложить добро, идеалы, нравственное здоровье, чтобы осталось на всю жизнь. Педагогическое кредо: «Жизнь — бесконечное познание. Бери свой посох и иди» (М.Волошин). Творческие интересы вне педагогической деятельности: люблю готовить, увлекаюсь вязанием.

Цели:
Обучающая: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.
Развивающая: развитие самостоятельности мышления учащихся.
Воспитывающая: воспитание самостоятельной личности.
Формы и методы: лингвистическая разминка, творческая работа, выборочный диктант, контрольный срез, конструирование предложений, словарная работа.
Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, для работы в парах, для контрольного среза; ответы для самопроверки и взаимопроверки. Учебник «Русский язык 7 класс», Издательство «Просвещение» 2007г.М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

1. Беседа по вопросам.
-Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?
-От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

2. Выполнение заданий по вариантам.
Цель: повторить алгоритм образования и правописания страдательных причастий
прошедшего времени.

I вариант.
Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.

II вариант.
Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.
Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.
(Работа выполняется самостоятельно, после выполнения – взаимопроверка; все оценки вносятся в листок контроля учащихся.)

3. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.

III этап. Лингвистическая разминка.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение пунктуационных задач.
Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.
Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
1 ряд. Облачко превратилось в тучу.
Туча постепенно охватила полнеба.
2 ряд. На мысе виднелась палатка.
Мыс возвышался над поверхностью моря.
3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.
Дом выкрасили в зелёный цвет.
(При проверке можно использовать помощь консультантов.)
Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

IV этап. Актуализация знаний.

1. Творческая работа.
Цель: совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций; решение орфографических и пунктуационных задач.
Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:
(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).
1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.
2. У крыльца стояли (оседлать) кони.
3. Последняя туча (рассеять) бури!
4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.
5. Волосы у Веры гладко (причесать).
(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).

2. Орфоэпическая разминка.
Цель: совершенствование орфоэпических норм при употреблении
причастий в устной речи:
прочитать причастия, следя за ударением; проверить себя по словарю.
Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.

3. Выборочный диктант.
Цель: подготовка к контрольному диктанту; развитие орфографической зоркости;
совершенствование морфемного разбора причастий.
Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –
II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –
Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.
Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.
Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.
Я поцеловал его в заплаканные глаза.
Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.
К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.
— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;
— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;
— Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.

V этап. Самостоятельная работа.

Деловая игра «Корректор»
(выполняется по вариантам, проверяет учитель)
Цель: выяснить степень усвоения учащимися орфограммы
«Гласная перед Н и НН в причастиях»

I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:
Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм. .ннные птицы.
— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:
Разве..нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.
— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

VI этап. Рефлексия.

— Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.
— Итоговая оценка.

VII этап. Домашнее задание:

1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.
Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.

2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием

Related Posts via Categories

«Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях» — ВИОП Аксиома.

СМИ ЭЛ № ФС 77

выполнила:

Ищенко Анна Николаевна

МБОУ «Константиновская школа»

Республика Крым, Симферопольский район, с. Константиновка

 

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе

Тема: Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум

Тип урока: комбинированный

Цель: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.

Конкурсы для музыкальных руководителей

Планируемые результаты:

Личностные: развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.      

Метапредметные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учатся удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Предметные: формирование правописных умений.

Оборудование: учебник.

 

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

  1. Беседа по вопросам.

-Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?

-От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

  1. Выполнение заданий по вариантам.

I вариант.

Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.

II вариант.

Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.

  1. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом. .нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.

III этап. Лингвистическая разминка.

Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.

Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1 ряд. Облачко превратилось в тучу.

Туча постепенно охватила полнеба.

2 ряд. На мысе виднелась палатка.

Мыс возвышался над поверхностью моря.

3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.

Дом выкрасили в зелёный цвет.

Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

IV этап. Актуализация знаний.

  1. Творческая работа.

Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:

(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).

  1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.
  2. У крыльца стояли (оседлать) кони.
  3. Последняя туча (рассеять) бури!
  4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.
  5. Волосы у Веры гладко (причесать).

(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).

Физминутка

  1. Орфоэпическая разминка.

прочитать причастия, следя за ударением; проверить себя по словарю.

Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.

  1. Выборочный диктант.

Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –

II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –

Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.

Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.

Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.

Я поцеловал его в заплаканные глаза.

Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.

К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;

— Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.

V этап. Самостоятельная работа.

Деловая игра «Корректор»

(выполняется по вариантам)

 «Гласная перед Н и НН в причастиях»

I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм..ннные птицы.

—Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Разве. .нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.

— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

VI этап. Рефлексия.

— Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.

— Итоговая оценка.

VII этап. Дифференцированное домашнее задание:

1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.

Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.

2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием

Гласные перед Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных — Согласные — Орфография — Курс русского языка

-ить -ен-/-енн-
построить — построенный
меделить — медленный
 
-ать -ан/-анн-
увенчать — увенчанный
стачать —  стачанный
писать — писаный
 
-ять -ян-/-янн-
обвалять — обвалянный
затеять — затеянный
Запомнить!

после корней -РОВН-, -РАВН-
пишется -ЕН-/-ЕНН-
 

выровнять — выровненный
выравнять — выравненный
-еть -ен-/-енн-
увидеть — увиденный
обидеть — обиженный

 


РАЗЛИЧАЙТЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ!
(помните: от этого зависит написание суффиксов)

 

 

 

Слово значение причастие/прилагательное
развесить разделить на части весу:
развесить муку, крупу
развешенная мука
развешать повесить по разным местам:
развешать картины, белье
развешанное белье
пристрелить добить выстрелом:
пристрелить птицу
пристреленная птица
пристрелять выстрелами определить прицел, наводку:
пристрелять оружие
пристрелянное ружье
замесить смешать разные вещества:
замесить тесто, глину
замешенное тесто
замешать вовлечь в предосудительное дело:
замешать в махинациях
замешанный в преступлении

 

 

 

 

Урок 35.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Урок 35. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях