Теория для огэ по обществознанию: Теория к ОГЭ по обществознанию

Содержание

Теория к ОГЭ по обществознанию

Использование ресурсов Мирового океана

Мирное освоение космоса

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

Различают следующие этапы социализации:

  • Начальный — семья, детские дошкольные учреждения

  • Средний — школа

  • Завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.

Характерные черты деятельности людей:

  • Общественный характер

  • Продуктивный характер

  • Преобразующий характер

  • Сознательный характер

Структура деятельности:

  • Мотив

  • Цель

  • Методы

  • Средства

  • Процесс

  • Результат

Виды деятельности:

  • Материально-производственная

  • Духовная

  • Познавательная

  • Ценностно-ориентировочная

  • Прогностическая

Классификация деятельности:

  1. По субъекту: индивидуальная и коллективная

  2. По характеру: репродуктивная и творческая

  3. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная

  4. По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная

  5. По соответствию правовым нормам — законная и незаконная

МЫШЛЕНИЕ

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Типы мышления:

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Классификация социальных групп:

по характеру взаимодействия способ организации и регулирования взаимодействия

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.

Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Варианты поведения при конфликте:

  1. Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них

  2. Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки

  3. Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта

  4. Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить

Подростковый возраст

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Особенности:

  • Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов

  • Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»

  • Стремление к самостоятельности

  • Переориентация с общения со взрослыми на сверстников

  • Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым

НАУКА

Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

РЕЛИГИЯ

Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

Главные функции религии:

  1. Мировоззренческая

  2. Компенсаторная

  3. Коммуникативная

  4. Регулятивная

МОРАЛЬ

Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

Совесть

Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Структура образования в РФ:

  1. Дошкольное образование

  2. Начальное образование (1-4 класс)

  3. Общее среднее (до 9 класса)

  4. Полное среднее (10-11 классы)

  5. Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)

  6. Высшее профессиональное (обучение в вузах)

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

ИСКУССТВО

Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

К духовной сфере жизни общества относятся:

  • Образование

  • Религия

  • Искусство

  • Моральные ценности

  • Чувства

  • Знания

  • Убеждения и верования

  • Цели и стремления

Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

  1. Информативная

  2. Познавательная

  3. Коммуникативная

  4. Оценочная

  5. Социализирующая

  6. Регулятивная

ОГЭ-2022. Обществознание. Кодификатор тем.

ОГЭ-2022. Обществознание.

Кодификатор тем.

 

Человек и общество.

1. 1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение


1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

 

 Сфера духовной культуры.

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности
2.2 Наука в жизни современного общества
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

 

Экономика.

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства

3.13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

3.14. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств, семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.

 

Социальная сфера.

4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

 

Сфера политики и социального управления.

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7 Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
5. 10 Гражданское общество и правовое государство

 

Право.

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
6.3 Понятие правоотношений
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
6. 13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

 

Подготовка к ОГЭ по обществознанию теория

Подготовка к ОГЭ по обществознанию в Иваново

 Школа «Успех» предлагает записаться на подготовку к ОГЭ по обществознанию в Иваново по доступной цене. Залог успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ сегодня — это не только получение хороших оценок в школе, но и внешкольная подготовка к экзаменам.  ОГЭ по обществознанию – третий по популярности после обязательных предметов (русский язык и математика). ОГЭ по обществознанию помогает подготовиться к более сложному экзамену в 11 классе – ЕГЭ по обществознанию.  

Записаться на подготовку к ОГЭ

Для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию необходимо знать следующие темы:

  •  человек и общество;
  •  экономическая сфера общества;
  •  социальная сфера общества;
  •  политическая сфера общества;
  •  правовая сфера общества. 

ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей. В I часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым ответом. В II части только задания с развернутым ответом. Всего вам придется решить 24 задания по шести тематическим блокам.

Предлагаем учащимся 8-9 классов подготовку к ОГЭ по:

  • математике
  • русскому языку
  • истории
  • обществознанию
  • географии

У нас работают учителя 1-й и высшей категорий. Продолжительность занятий 90 мин.

Доступно! Интересно! Основательно! 

Чтобы записаться на подготовку к ОГЭ по обществознанию в Иваново, воспользуйтесь кнопкой «Записаться». При возникновении каких-либо вопросов, звоните по указанному номеру телефона или заполните форму обратного звонка и менеджер школы «Успех» Вам перезвонит в ближайшее время:

 

Телефон: +7(915)820-56-56; +7(910)697-49-35 — г. Иваново, Ударников, 66