Обществознание развитие общества 8 класс краткое содержание – § 4. Развитие общества. Обществознание 8 класс Боголюбов

§ 4. Развитие общества. Обществознание 8 класс Боголюбов



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Развитие общества. Видеоурок. Обществознание 8 Класс

На данном уроке мы поговорим об изменчивости общества и раскроем понятие «развитие общества». Ознакомимся с эволюционной и революционной теориями развития общества, выясним их суть и спорные моменты. Также в ходе урока мы выясним, каковы темпы развития общества.

Тема:  Личность и общество

Урок: Развитие общества

Как уже было оговорено в предыдущих уроках, существуют такие этапы развития общества, как аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Однако остаётся открытым вопрос о том, как осуществляется переход от одного этапа общества к другому, каким образом усложняются общественные отношения в рамках данных этапов.

Рис. 1. Этапы общественного развития (Источник)

Из курса истории вам известно, что для последнего тысячелетия упрощение общественных отношений характерным не было, так как с течением времени интенсивность связей в обществе лишь увеличивалась. Это свидетельствует о том, что общество находится в постоянном развитии. Однако общественные отношения могут как улучшаться, так и ухудшаться. В связи с этим упоминают такие термины, как «прогресс» и «регресс». Прогресс – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, к лучшему. Регресс же, в противоположность прогрессу, представляет собой движение от высшего к низшему, деградацию общества.

Внутри общества существуют принципы, которые являются основами общественного саморазвития. На представлениях об этом основаны идеи о двух основных способах развития общественных отношений – теории развития общества. Выделяют две основные теории: эволюционную и революционную.

Если под термином «эволюция» понимают постепенное развитие без ярко выраженных скачков, то революция – это скачок, явление, прямо противоположное эволюции. Таким образом, две теории развития общества, по сути, прямо противоположны друг другу. Такая противоположность взглядов вызвана тем, что, как правило, экстремумы наиболее очевидны для человеческого восприятия, а некие усреднённые понятия и теории гораздо более сложны по своей структуре и менее очевидны. Итак, рассмотрим данные теории.

Эволюционная теория развития утверждает, что общество имеет внутри себя некую заложенную изначально традиционную черту, которая выступает основой для постоянно совершенствующихся общественных отношений. Структура общества при этом меняется последовательно, постепенно. Члены общества цепляются за традиции, социальные нормы, которые выступают в роли ценного регулятора. В теории эволюционного развития подобного рода явления, по сути, являются определяющими. Многие учёные, философы, мыслители рассматривали эволюционную теорию как естественную теорию общественного развития. 

Действительно, отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится.

Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. Начиная с середины XIX века, немецкая классическая философская школа начала исследование кардинально иного типа мышления в данном вопросе. Огромный вклад в развитие данного направления внёс Карл Маркс.

Рис. 2. Карл Маркс (Источник)

Карл Маркс исследовал особенности развития европейской цивилизации и указал на важнейшие из них. Немецкий учёный считал, что именно революции, то есть скачкообразный переход от одного состояния общества к другому (такие состояния общества он называл общественно-экономическими формациями), делают возможным смену состояний общества, его развития. Именно Карл Маркс считается основоположником революционной теории развития общества.

 

Рис. 3. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ (Источник)

 

interneturok.ru

Развитие общества ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС УРОК 4



Развитие общества ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 8 КЛАСС. УРОК 4



СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ Система – (греч. ), «целое» , «составленное из частей» , «совокупность» . целое больше, чем сумма его частей все компоненты связаны друг с другом части имеют значение только в рамках целого имеют части механизма



СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Социальный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов. Род Семья Государство институт науки Социальные институты- яркие представители эпохи Древность род, большая семья, тотем, община Античность сенат, институт гладиаторских боев, театр Средневековье рыцарство, инквизиция, монашество Новое время абсолютизм, ростовщичество. банки Новейшее время профессиональные союзы, социальные сети



ЭВОЛЮЦИИ И ИНВОЛЮЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТУТУТА исходное для развития данного института Функционирован ие «большой» семьи, включающей всех родственников Отсутствие государства Существование рода эволюции или инволюции социального института конечное для развития данного института Функциониров Осознание возможности выживания так называемой «малой семьи» , состоящей из ание «малой» семьи родителей и их детей; появление фин. возможности выживания и благополучия такой семьи. Исчезновение «большой» семьи и развитие «малой» семьи. Появление социального института Появление Выделение групп господствующих и государства подчиняющихся индивидов, выделение управляющего аппарата. Исчезновение социального института Исчезновение Осознание других оснований общности: рода национальный, семейный, образовательный, географический и т. п.



СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Экономическая сфера Социальная сфера Общество Политическая сфера Духовная сфера



СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА



СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Политическая сфера власть президент, правительство парламент Местные органы власти, армия, милиция общественные объединения политические партии



СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА



СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Социальная сфера Организации, учреждения обеспечивающие благосостояние людей (коммунальные, коммуникационные организации и предприятия и др) Большие группы людей, объединенных по этническим, демографическим, экономическим, культурным и др. признакам (классы, слои, нации, народности, мужчины и проч) Учреждения, связанные с качеством жизни человека, формированием его мировоззрения: здравоохранения, образования и др



СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Сферы жизни общества Вид экономическая социальная Определе ние включает в себя создание материальных благ включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии Элементы • Материальные потребности • Экономические блага • Экономические ресурсы (источники производства благ) • Хозяйствующие субъекты • Социальные группы • Социальные связи • Социальные институты • Социальные нормы • Социальная культура политическая духовная включает в себя отношения создание и власти и освоение подчинения, а духовных также благ управление обществом • Политические • • Духовные организа ции потребности • Политические • Духовное институты производство • Политическая • Субъекты культура духовной • Политическая деятельности идеология • Духовные ценности



ОБЩЕСТВО САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер РЕФОРМА РЕВОЛЮЦИЯ ВИДЫ Прогресс Регресс Кратковременные ( Февральская революция 1917 года в России) Долговременные (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция – XVIII – XIX вв.



ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ Ц ОЛЮ ЭВ ИЯ Поступательные процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах ИДЕЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ПОСТЕПЕННОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН ОБЩЕСТВА. ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВА. НЕОБРАТИМОСТЬ РАЗВИТИЯ. (основоположник теории Чарльз Дарвин)



ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ЮЦ ЕВОЛ Р ИЯ Революция — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием ИДЕЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ – «ЛОКОМОТИВЫ ИСТОРИИ» . НЕПРИМИРИМЫЙ КЛАССОВЫЙ КОНФЛИКТ — ИМУЩИХ И НЕИМУЩИХ СВЕРЖЕНИЕ РЕАКЦИОННОГО КЛАССА ПЕРЕДОВЫМИ КЛАССАМИ И ВЗЯТИЕ ВЛАСТИ В СВОИ РУКИ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЗРЕВШИХ ПЕРЕМЕН ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. (основоположник теории Карл Маркс )



ОБЩЕСТВО ИМЕЕТ ТЕНДЕНЦИЮ К УСКОРЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИ 50 000 лет 62 г. 800 поколений. 650 поколений провели жизнь в пещерах. 70 последних поколений пользуются письменностью 6 последних поколений пользуются печатным словом 4 последних поколения научились точно измерять время. Всё, чем мы пользуемся создано не ранее середины XIX – XX вв.

present5.com

конспект урока по теме: Развитие общества

урок обществознания в 8 классе.

Тема “Развитие общества”

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок – размышление.

Цель деятельности педагога: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества.

Задачи.

Учебная: усвоение учащимися сведений о развитии общества, глобальных проблемах человечества, понятий «прогресс», «регресс», «реформа», «революция», «глобализация».

Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

Воспитательная: развитие навыков культуры общения, социального кругозора.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные:

аргументация своего выбора и решения,

оценивание явления с позиции жизненного опыта

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и других людей.

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием электронных цифровых образовательных ресурсов в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Оборудование.

Используемые пособия:

«Обществознание». 8 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой.- М.: Просвещение, 2010.

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник. – М.: АСТ: Астрель, 2010

Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2010.

Кравченко А. И. Задачник по обществознанию. 8 — 9 класс. — М.: ООО «Торгово — издательский дом «Русское слово — РС», 2000. — 176 с.

Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко/авт.-сост. Н. С. Кочетов. — Волгоград: Учитель, 2008. — 134 с.

Эпиграф: Прогресс наук и машин — это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека. Флайано

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний

Пояснение места урока в разделе, целей и задач урока, видов деятельности на нем.

Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет.

— И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!

Мотылёк рассмеялся. — Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!

C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце.

Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…

Какие проблемы поднимаются в данной притче?

Действительно, сегодня мы будем рассуждать о прогрессе, его последствиях, желании развиваться, видеть новое. Тема занятия «Развитие общества». На нем мы поговорим об изменчивости общества, рассмотрим пути его развития, выясним значение понятия глобализация и поговорим о проблемах, которые вызывает данное явление.

Что вы знаете о развитии общества? Выясним это в ходе анкетирования.

Учитель предлагает заполнить анкету для определения начальных знаний по теме. Раздаточный материал «Лист 4» с текстом анкеты раздается

III. Изучение нового материала. Основной этап.

1. Неравномерность исторического развития

На уроках истории мы говорили о развитии государств. Если мы вспомним события, которые происходили в их истории, то увидим немало общего. Первобытное общество сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные государства. В некоторых странах произошли буржуазные революции. Перечисление можно продолжать еще долго. Общество не стоит на месте. Все эти события говорят о его развитии. Но каково это развитие?

Раздаточный материал «Лист 1». Задание для учащихся: прочитать текст. В правом столбце записать слова — ассоциации, которые возникли при его чтении.

Учащиеся заполняют лист ассоциаций. По ходу выполнения задания идет взаимопроверка.

Коллективная проверка выполнения задания. Учитель предлагает учащимся сформулировать обобщающий вывод.

Резюме учителя. Развитие общества происходит по спирали, скорость развития неодинакова не только на разных этапах, но и у разных народов. Ученые, изучающие эволюцию обществ, пришли к выводу, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

2. Прогресс. Регресс.

В чем проявляется развитие общества?

Говоря о развитии, нужно знать такое понятие как прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Какие прогрессивные изменения в вашей жизни произошли за последние 2-3 года? Какие последствия для вас имели эти изменения?

А как думает герой из кинофильма «Приключения Электроника»? Давайте познакомимся с его взглядом на прогрессКак изобретения изменили жизнь человека?

Оцените характер этих изменений (положительные, отрицательные)

Сделайте обобщающий вывод о влиянии прогресса на жизнь человека.

Предполагаемый ответ учащихся. Двойственность прогресса, но необходимость прогрессивного развития человечества.

Резюме учителя. В качестве подтверждения вашего вывода приведу слова Станислава Ежи Леца: « Если кричат: «Да здравствует прогресс!», всегда справляйся: «Прогресс чего?»

Всегда ли общество движется вверх (вперёд) в своём развитии?

Приведите примеры из истории, которые говорят об обратном?

Процессом , противоположным прогрессу, является регресс — процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

Поведем итог. Все сведения, что вы узнали о прогрессе и регрессе, можно уложить в схему

Задание: соберите схему «Прогресс и регресс».

3. Реформы и революции.

Учитель объясняет данный вопрос, опираясь на учебную презентацию. Объяснение проходит в форма беседы с учащиися.

Ранее мы выяснили, что изменения большие или малые в обществе происходят всегда.

Предполагаемый ответ учащихся. Разнообразие перемен по содержанию, результатам, способам, связь с конкретными личностями….

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед выбором. Такой выбор осуществляется государственными деятелями, народными массами, которые и определяют путь развития своей страны.

Рассмотрим основные способы общественного развития. (Слайд 2) Принято выделять два : эволюция, революция.

● Используя полученные ранее знания, назовите отличия одного способа развития от другого?

Предполагаемый ответ учащихся. Скорость, первый путь проходит мирно, второй — через силу и агрессию.

Рассмотрим подробнее каждый способ. Ученые, являющиеся сторонниками идеи эволюционного развития человечества, утверждают, что эволюция часто осуществляется в форме реформ.

● Значение понятия реформа?

Данный путь предполагает постепенность, поэтапность и не имеет сиюминутных результатов. В ходе проведения реформ могут меняться планы, изменяя действия людей, а предполагаемый результат не соответствовать поставленной цели. Вскоре мы изучим с вами реформы, проведенные в России в 1861 году, и убедимся в истинности данных утверждений.

Известно, что реформы на первом этапе приводят не к улучшению, а ухудшению жизни людей. Иногда таким же печальным бывает итог всей реформы. Поэтому принято различать реформы прогрессивные и регрессивные.

● Приведите пример из истории.

● Кто является организатором реформ в стране?

Второй путь внесения преобразований в ход общественного развития — революция.

● Каково определение этого понятия?

Революции различают по срокам проведения. Например, Великая Французская революция относится к долговременным, а революция, которая произошла в Феврале 1917 года (ее мы будем изучать в 9 классе), к кратковременным.

● Кто чаще всего бывает организатором революций?

Резюме. Исторический процесс создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм развития каждой страны.

Мы рассмотрели с вами вопрос о реформах и революциях. Теперь нам предстоит убедиться в том, что эти способы общественного развития не только различны, но и схожи.

В раздаточном материале откройте «Лист 2». Заполните сравнительную таблицу.

При выполнении задания класс разбивается на 2 группы: I — работает с общими чертами реформ и революций, II- с различными.

Обсуждение результатов работы.

Резюме учителя. Общество развивается постоянно. Любая страна часто оказывается перед выбором, и от того, делается он или нет, в какой форме, зависит судьба этой страны. Можно ли обойтись без преобразований? Ответ на это вопрос, позаимствованный у английского философа, историка Френсиса Бэкона, завершит обсуждение вопроса “Реформы и революции”.

Предлагаю вам составить предложение. Задание “Облако слов”.

4. Глобализация. Глобальные проблемы.

Одну из особенностей общественного развития – ускорение его темпов – мы сегодня обсуждали. Другой важнейшей чертой развития современного общества является глобализация — исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий границы и превращающий человечество в единую систему. Назовите известные вам вещи, являющиеся символами глобализации

Предполагаемый ответ учащихся. Интернет, мировая валюта, мобильный телефон, электронные деньги, реклама.

Любое явление, действие несет в себе разные последствия. Глобализация, как явление, также имеет положительные и отрицательные стороны. Назовите их.

Одним из негативных следствий глобализации стали глобальные проблемы.

Как вы думаете, почему они называются глобальными? Обратите внимание на корень прилагательного “глобальный”.

Слово “глобальный” произошло от латинского слова globes — шар. Глобальными проблемами считаются те, которые носят планетарный характер, угрожают существованию всего человечества и требуют усилий всех стран для их решения.

Какие из глобальных проблем имеют отношение к вашему региону, городу?

Предполагаемый ответ учащихся. Учёные выделяют следующие глобальные проблемы современности: экологическую, демографическую, проблему «Север – Юг» (отсталость южных стран и опережающее развитие стран северных), проблему мира и разоружения, терроризм, наркоманию, СПИД).

Как вы думаете, почему именно на современном этапе развития общества возникли эти проблемы?

Резюме учителя.Причинами этих проблем явились огромные масштабы человеческой деятельности, которые радикально изменили природу, общество, образ жизни людей, а также неспособность человека рационально использовать свои силы. Глобальные проблемы — это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели сохранения жизни на Земле.

IV. Закрепление. Для закрепления усвоения первичных знаний предлагается использовать тестовое задание. Раздаточный материал Лист 3.

V. Рефлексия. Вновь следует обращение к анкете. Учащиеся повторно работают на «Листе 4». Анализируют изменения в ответах, делают обобщающий вывод. каждому учащемуся. После работы, преподаватель кратко обобщает результаты.

Развитие общества

опрос предназначен для уроков обществознания в 8 классе

  1. Оцените темп развития современного общества низкий

средний

высокий

2. Прогресс для общество несет благо

проблемы

двойственный результат в развитии

3. Запишите известную(ые) вам форму(ы) преобразований в обществе.

Любой текст

4. В современном мире процесс создания международных организаций активизируется

остается на прежнем уровне

сокращается

5. Запишите известные вам глобальные проблемы

Любой текст

6.Глобальные проблемы для человечества не решаемы

можно ликвидировать

не есть первоочередная задача для решения

Поделиться…

infourok.ru

8 класс. Обществознание.Развитие общества — Развитие общества

Комментарии преподавателя

Как уже было ого­во­ре­но в преды­ду­щих уро­ках, су­ще­ству­ют такие этапы раз­ви­тия об­ще­ства, как аг­рар­ное об­ще­ство, ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство, пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство. Од­на­ко оста­ёт­ся от­кры­тым во­прос о том, как осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход от од­но­го этапа об­ще­ства к дру­го­му, каким об­ра­зом услож­ня­ют­ся об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния в рам­ках дан­ных эта­пов.

Рис. 1. Этапы об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия (Ис­точ­ник)

Из курса ис­то­рии вам из­вест­но, что для по­след­не­го ты­ся­че­ле­тия упро­ще­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний ха­рак­тер­ным не было, так как с те­че­ни­ем вре­ме­ни ин­тен­сив­ность свя­зей в об­ще­стве лишь уве­ли­чи­ва­лась. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что об­ще­ство на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном раз­ви­тии. Од­на­ко об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния могут как улуч­шать­ся, так и ухуд­шать­ся. В связи с этим упо­ми­на­ют такие тер­ми­ны, как «про­гресс» и «ре­гресс». Про­гресс – на­прав­ле­ние раз­ви­тия от низ­ше­го к выс­ше­му, по­сту­па­тель­ное дви­же­ние впе­рёд, к луч­ше­му. Ре­гресс же, в про­ти­во­по­лож­ность про­грес­су, пред­став­ля­ет собой дви­же­ние от выс­ше­го к низ­ше­му, де­гра­да­цию об­ще­ства.

Внут­ри об­ще­ства су­ще­ству­ют прин­ци­пы, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ос­но­ва­ми об­ще­ствен­но­го са­мо­раз­ви­тия. На пред­став­ле­ни­ях об этом ос­но­ва­ны идеи о двух ос­нов­ных спо­со­бах раз­ви­тия об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний – тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства. Вы­де­ля­ют две ос­нов­ные тео­рии: эво­лю­ци­он­ную и ре­во­лю­ци­он­ную.

Если под тер­ми­ном «эво­лю­ция» по­ни­ма­ют по­сте­пен­ное раз­ви­тие без ярко вы­ра­жен­ных скач­ков, то ре­во­лю­ция – это ска­чок, яв­ле­ние, прямо про­ти­во­по­лож­ное эво­лю­ции. Таким об­ра­зом, две тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства, по сути, прямо про­ти­во­по­лож­ны друг другу. Такая про­ти­во­по­лож­ность взгля­дов вы­зва­на тем, что, как пра­ви­ло, экс­тре­му­мы наи­бо­лее оче­вид­ны для че­ло­ве­че­ско­го вос­при­я­тия, а некие усред­нён­ные по­ня­тия и тео­рии го­раз­до более слож­ны по своей струк­ту­ре и менее оче­вид­ны. Итак, рас­смот­рим дан­ные тео­рии.

Эво­лю­ци­он­ная тео­рия раз­ви­тия утвер­жда­ет, что об­ще­ство имеет внут­ри себя некую за­ло­жен­ную из­на­чаль­но тра­ди­ци­он­ную черту, ко­то­рая вы­сту­па­ет ос­но­вой для по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ю­щих­ся об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. Струк­ту­ра об­ще­ства при этом ме­ня­ет­ся по­сле­до­ва­тель­но, по­сте­пен­но. Члены об­ще­ства цеп­ля­ют­ся за тра­ди­ции, со­ци­аль­ные нормы, ко­то­рые вы­сту­па­ют в роли цен­но­го ре­гу­ля­то­ра. В тео­рии эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия по­доб­но­го рода яв­ле­ния, по сути, яв­ля­ют­ся опре­де­ля­ю­щи­ми. Мно­гие учё­ные, фи­ло­со­фы, мыс­ли­те­ли рас­смат­ри­ва­ли эво­лю­ци­он­ную тео­рию как есте­ствен­ную тео­рию об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. 

Дей­стви­тель­но, от­ри­цать по­сте­пен­ный, эво­лю­ци­он­ный ха­рак­тер мно­гих из­ме­не­ний в об­ще­стве не при­хо­дит­ся.

Вме­сте с тем про­ве­де­ние пря­мых ана­ло­гий между об­ще­ством и при­ро­дой не поз­во­ля­ет по­нять спе­ци­фи­ку об­ще­ствен­ных яв­ле­ний. Так, вряд ли к об­ще­ству в пол­ной мере при­ме­ни­мо по­ло­же­ние о необ­ра­ти­мо­сти из­ме­не­ний. На­чи­ная с се­ре­ди­ны XIX века, немец­кая клас­си­че­ская фи­ло­соф­ская школа на­ча­ла ис­сле­до­ва­ние кар­ди­наль­но иного типа мыш­ле­ния в дан­ном во­про­се. Огром­ный вклад в раз­ви­тие дан­но­го на­прав­ле­ния внёс Карл Маркс.

Рис. 2. Карл Маркс (Ис­точ­ник)

Карл Маркс ис­сле­до­вал осо­бен­но­сти раз­ви­тия ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции и ука­зал на важ­ней­шие из них. Немец­кий учё­ный счи­тал, что имен­но ре­во­лю­ции, то есть скач­ко­об­раз­ный пе­ре­ход от од­но­го со­сто­я­ния об­ще­ства к дру­го­му (такие со­сто­я­ния об­ще­ства он на­зы­вал об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ски­ми фор­ма­ци­я­ми), де­ла­ют воз­мож­ным смену со­сто­я­ний об­ще­ства, его раз­ви­тия. Имен­но Карл Маркс счи­та­ет­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком ре­во­лю­ци­он­ной тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства.

 

Рис. 3. Э. Де­ла­круа. Сво­бо­да, ве­ду­щая народ (Ис­точ­ник)

 

Ре­во­лю­ци­он­ная тео­рия имеет под собой ос­но­ва­ния. Если рас­смот­реть ми­ро­вую ис­то­рию, то вы­яс­нит­ся, что дей­стви­тель­но мно­же­ство ре­во­лю­ций из­ме­ни­ло об­ще­ствен­ную жизнь. Очень важ­ным мо­мен­том яв­ля­ет­ся то, что мы можем за­дать во­прос: а были ли из­ме­не­ния, вы­зван­ные ре­во­лю­ци­я­ми, по­ло­жи­тель­ны­ми яв­ле­ни­я­ми? К луч­ше­му ли ме­ня­ли ре­во­лю­ции об­ще­ствен­ную жизнь? Дан­ные во­про­сы, без­услов­но, яв­ля­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми, и невоз­мож­но дать на них од­но­знач­ный ответ.

Рис. 4. Спор­ность по­след­ствий ре­во­лю­ций (Ис­точ­ник)

Об­ще­ствен­ное раз­ви­тие имеет опре­де­лён­ные темпы, ко­то­рые опре­де­ля­ют то, сколь­ко вре­ме­ни длит­ся тот или иной этап раз­ви­тия об­ще­ства. Если рас­смот­реть ис­то­рию че­ло­ве­че­ства, то вы­яс­нит­ся, что аг­рар­ный пе­ри­од был до­воль­но долог и длил­ся несколь­ко ты­ся­че­ле­тий. Сме­нив­ший его ин­ду­стри­аль­ный пе­ри­од на­чал­ся в Ев­ро­пе в конце 15 века и длит­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни в неко­то­рых стра­нах, вклю­чая Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию. Пост­ин­ду­стри­аль­ный пе­ри­од по ис­то­ри­че­ским мер­кам – миг, он на­чи­на­ет­ся при жизни ныне жи­ву­ще­го по­ко­ле­ния.

Со­цио­ло­ги ил­лю­стри­ру­ют тен­ден­цию к уско­ре­нию со­ци­аль­ных из­ме­не­ний сле­ду­ю­щи­ми рас­чё­та­ми: если пред­ста­вить себе ис­то­рию че­ло­ве­че­ства как одни сутки (т. е. 24 ч), то ока­жет­ся, что зем­ле­де­лие было изоб­ре­те­но в 23 ч 36 мин, ци­ви­ли­за­ция по­яви­лась в 23 ч 57 мин, а со­вре­мен­ные об­ще­ства – в 23 ч 59 мин 30 с.

Таким об­ра­зом, можно сде­лать вывод, что ис­то­ри­че­ское время об­ществ по­сто­ян­но сжи­ма­ет­ся, а темпы ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­ют­ся.

Дать ответ на во­прос, по­че­му это про­ис­хо­дит, с уве­рен­но­стью невоз­мож­но. На сле­ду­ю­щем уроке мы об­су­дим эту тему, а также по­го­во­рим о вли­я­нии ре­во­лю­ций на раз­ви­тие об­ще­ства, их цене, вы­яс­ним, кто такие ре­фор­ма­то­ры.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/1197b9be/razvitie-obschestva?seconds=0&chapter_id=345

источник видео -http://www.youtube.com/watch?v=Gk_XeZ033IA

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=IIZQwoSubuI

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=rYKgPwkba-U

источник презентации — http://900igr.net/zip/obschestvoznanie/Obschestvo-1.html

www.kursoteka.ru

Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» 8 класс

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Проект по дисциплине:

«Обществознание»

«Разработка урока по обществознанию».

исполнитель: учитель обществознания

Алиева Марина Сергеевна

Москва 2016 год

Класс, предмет: 8 класс, обществознание

Тема урока: Развитие общества

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция

Цели урока:

должны уметь:

  • определение понятий «история», «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс»;

  • критерии, по которым можно классифицировать типы общества;

  • характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

  • приводить примеры, иллюстрирующие то или иное теоретическое положение;

  • приводить аргументы для подтверждения своей точки зрения;

  • осуществлять рефлексию собственной познавательной деятельности.

Материалы и оборудование:

  • видеоурок «Развитие общества»;

  • мультимедиаустановка для демонстрации видеоурока;

  • учебник «Обществознание» для 8 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;

  • сформулированные вопросы урока и стикеры разных цветов для проведения рефлексии.

напоминает, что общество может пониматься и как определённый этап развития той или иной страны

предлагает ответить на вопрос: Чем отличаются общества различных исторических эпох?

называет тему и основные цели урока

Проверка уровня усвоения пройденного материала

  1. Назовите не менее трёх определений понятия «общества». Сформулируйте предложения, где этот термин употреблялся бы в разных значениях.

  2. Приведите по 2 примера общественных отношений в каждой из сфер общественной жизни.

  3. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

Изучение нового материала

  • формулирует ключевые вопросы перед просмотром видеоурока

  • демонстрирует видеоурок

  • организует обсуждение ключевых вопросов

  1. Назовите не менее трёх теорий, объясняющих ход исторического развития.

  2. Какие критерии используют учёные для классификации различных типов обществ?

  3. Какие ступени развития выделяют сторонники технико-технологического подхода?

  4. Объясните значение терминов «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс».

Практическая работа

  • предлагает учащимся высказать своё отношение к высказыванию В.И. Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

  • собирает тетради для проверки письменных заданий этого и предыдущего уроков

Рефлексия

  • просит учащихся назвать вопрос данной темы, который показался им наиболее простым и наиболее сложным (любым способом, например, приклеив стикеры разных цветов напротив формулировки вопросов)

Домашнее задание

  • читать § 2,§3 (пп. 1,2) подготовиться к тестовому контролю по теме «Развитие общества»

Объяснение нового материала

Что движет развитием общества?

В окружающем нас мире очень мало неизменных вещей. Изменяется климат, растительный и животный мир. Изменяются очертания материков. Меняются люди и внешне, и внутренне.

Человеческое общество также изменяется со временем, развивается. Движение во времени называют историей. Историей также называют науку, которая исследует это развитие. Одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется история сама или ее движут люди?

И то, и другое утверждение как будто справедливы.

С одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. Если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе.

С другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. Можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. Общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний.

Так чем же определяется ход событий?

На этот счет учеными выдвинуто немало теорий.

Одни считают, что история общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).

В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.

Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,

Можешь пить свою желчь до скончания жизни:

Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.

Так писал в одном из своих рубаи классик средневековой восточной поэзии Омар Хайям.

Другие ученые думают, что характер общества и его развитие определяется материальными факторами. Например, географическое положение и климат страны подталкивают ее население к той или иной деятельности, определяют особенности социальной организации общества и устройства государства.

Третьи выдвигают идею о том, что закономерности истории – это равнодействующая всех усилий ее участников. Все интересы и стремления как бы «варятся» в одном котле, и в результате получается событие. Кода его предпосылки созрели, всегда найдутся заинтересованные люди и подтолкнут процесс.

В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор предоставлен действующим лицам, без их участия не совершится даже очень вероятное событие.

Типология общества

Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?

Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?

Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим.

Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.

Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.

Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.

Первая ступень – традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями – сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.

Переход на следующую ступень развития – индустриальное общество – был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.

На третью ступень развития – постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.

Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.

Эволюция и революция

Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.

Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.

Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.

С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.

Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.

В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.

Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы – частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.

Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.

Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.

Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества – неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) – продолжалась около 3 тысяч лет.

Какой способ развития – реформы или революция – предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.

Прогресс и регресс

И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.

Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.

Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.

Подведем итог урока.

Общество постоянно изменяется, развивается.

Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории.

Наибольшее распространение среди социологов получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.

Может быть, вам показалось, что сегодняшняя тема далека от ваших насущных проблем, чисто теоретическая?

Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал известный политический деятель России, лидер Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин.

Каждая ступень развития общества предлагает свои условия для развития человека, их надо учитывать, определяя цели своей жизни и средства ее достижения, планируя свою профессиональную карьеру.

infourok.ru

§ 10. Образование. Обществознание 8 класс Боголюбов



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о