Механика по физике егэ – Материалы для подготовки к ЕГЭ по Физике 🎓

Содержание

ЕГЭ по физике — Подготовка к ЕГЭ

© 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

РАЗРАБОТКИ



В категории разработок: 29

Фильтр по целевой аудитории

— Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Методическое пособие (презентация) «Импульс тела. Изменение импульса.Второй закон Ньютона в импульсной форме.Закон сохранения импульса.» составлено в соответствии с требованиями к ЕГЭ по физике 2014 года и предназначено для подготовки выпускников к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по данной теме сопровождаемые анимацией, и видеофрагментами а также примеры заданий ГИА и ЕГЭ по теме. Рассмотрены различные задачи и даны к ним ответы один среди них верный что позволит учащимся самостоятельно готовиться к экзамену.
План
I.Импульс тела
II. Изменение импульса тела. Частные случаи определения изменения импульса тела
III.Второй закон Ньютона в импульсном виде

IV.Суммарный (полный) импульс системы тел.
V. Закон сохранения импульса.Частные случаи закона сохранения импульса
Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 11 классе, усвоить применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий различных уровней сложности.
Пособие можно использовать и для 9-11 классов при повторении соответствующих тем, что позволит сориентировать обучающихся на экзамен по выбору в выпускные годы.

   

Целевая аудитория: для учителя

Материал для подготовки к ЕГЭ, теоретические понятия, примеры тестов, задания уровня С

Целевая аудитория: для 11 класса

Цель :
Развить познавательные, интеллектуальные способности учащихся, умения рационально мыслить, самостоятельно организовывать свою деятельность.
Способствовать возможности школьников проявить себя и добиться успеха.
Ожидаемый результат:
1. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.

2. Умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты.

Предлагаются опорные конспекты для 10 класса по кинематике и динамике. За основу формирования конспектов взят метод Шаталова. Материал содержит все формулы, законы и графики зависимостей величин. Для закрепления основных понятий приводится широкий круг вопросов как базового, так и повышенного уровня. Каждый конспект содержит решение 1 – 2 задач по данной теме. Разработка может быть использована как для обучения, так и для проверки знаний учащихся, а также для подготовки к экзаменам.

Контрольные работы по физике для 11 го класса составлены тематические по материалам ЕГЭ:
Электрический ток, электростатика

Электромагнетизм, переменный ток
Оптика
Атомная и ядерная физика

В архиве имеется 5 вариантов теста ЕГЭ, созданных на программе MyTestX. В каждом варианте по 30 заданий части А(выбор ответа). Читаются и работают только при установке данной программы.

Предлагаемые повторительно-диагностические задания (ПДЗ) по тепловым явлениям оформлены в виде карточек размером в половину листа формата А4, что удобно для распечатки на принтере. Их можно использовать как раздаточный материал на повторительно-обобщающих уроках в 10 классе после изучения соответствующих тем или как индивидуальные задания. Они могут пригодиться для повторения в 11 кл теоретического материала и практических навыков, необходимых для решения задач. При подготовке к ЕГЭ и при репетиторских занятиях они позволяют быстро выявить и восполнить некоторые важные пробелы в знаниях и умениях по основным темам тепловых явлений.

Предлагаемые повторительно-диагностические задания (ПДЗ) по механике оформлены в виде карточек размером в половину листа формата А4, что удобно для распечатки на принтере. Их можно использовать как раздаточный материал на повторительно-обобщающих уроках в 10 классе после изучения соответствующих тем механики или как индивидуальные задания. Они могут пригодиться для повторения в 11 кл теоретического материала и практических навыков, необходимых для решения задач по механике. При подготовке к ЕГЭ и при репетиторских занятиях они позволяют быстро выявить и восполнить некоторые важные пробелы в знаниях и умениях по основным темам механики.

Методическое пособие (презентация) «ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА» составлена в соответствии с требованиями к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников к экзамену.

В разработке приведены краткие сведения по физике атомного ядра в соответствии с элементами содержания, проверяемыми на ЕГЭ (кодификатором ЕГЭ) по вопросам:
1. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения
2. Закон радиоактивного распада
3. Нуклонная модель ядра
4. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы
5. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер
Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 11 классе, а также на примерах демоверсий ГИА-9 и ЕГЭ по физике 2001-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А (приведены задания А1-А4)
Пособие можно использовать и для 9-10 класса при повторении темы «ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА», что позволит сориентировать обучающихся на экзамен по выбору в предвыпускные годы. Для 9-классников пособие может служить подготовкой к ГИА-9

  

Целевая аудитория: для 11 класса

Методическое пособие (презентация) «ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ» составлена в соответствии с требованиями к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по методам научного познания в соответствии с элементами содержания, проверяемыми на ЕГЭ (кодификатором ЕГЭ) по вопросам:
1. Наблюдение и описание физических явлений
2. Физический эксперимент
3. Измерение физических величин. Международная система единиц
4. Моделирование явлений и объектов природы
5. Научные гипотезы
6. Физические законы и теории, границы их применимости
Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 11 классе, а также на примерах демоверсий ГИА-9 и ЕГЭ по физике 2001-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А (приведены задания А1-А4)

Пособие можно использовать и для 9-10 класса при повторении темы «ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ», что позволит сориентировать обучающихся на экзамен по выбору в предвыпускные годы. Для 9-классников пособие может служить подготовкой к ГИА-9.

  

Целевая аудитория: для 11 класса

Конкурсы


Диплом и благодарность каждому участнику!

www.uchportal.ru

Разбор заданий ЕГЭ по физике (часть 1, механика)

В данной статье представлен разбор заданий по механике (динамике и кинематике) из первой части ЕГЭ по физике с подробными пояснениями от репетитора по физике. Имеется видеоразбор всех заданий.

1. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости тела от времени:

График зависимости от времени проекции ускорения этого тела в интервале времени от 8 до 10 с совпадает с графиком:

Выделим на графике участок, соответствующий интервалу времени от 8 до 10 с:

Тело двигалось на этом интервале времени с одинаковым ускорением, поскольку график здесь является участком прямой линии. За эти с скорость тела изменилась на м/с. Следовательно, ускорение тела в этот промежуток времени было равно м/с2. Подходит график под номером 3 (в любой момент времени ускорение равно -5 м/с

2).

2. На тело действуют две силы: и . По силе и равнодействующей двух сил найдите модуль второй силы (см. рисунок).

1) 5 Н

2) Н

3) Н

4) 

yourtutor.info

Преподаватель физики — Механика

На этой странице представлена структура кодификатора ЕГЭ 2015 г. по разделу «Механика» (с изменением кодификаторов страничка будет обновляться). Вначале вы можете посмотреть теорию по отдельной теме в целом — как краткие, так и полные конспекты. Далее есть возможность внимательно разобрать теоретический материал по каждому пункту кодификатора. Некоторые темы (Кинематика, Динамика) разбиты на два блока для удобства тестирования. После каждой темы (блока) есть возможность проверить свои знания с помощью он-лайн тестирования. Тестирование возможно на базовом и повышенном уровне. Для обучения решению задач части 3 (высокий уровень сложности) предлагается другая страница (ссылка в конце).

Теория по элементам кодификатора представлена в основном по источникам:

1. Облако знаний.рф.

2. Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 10 класс. — М.: Экзамен, 2010. — 144 с.

3. Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 11 класс. — М.: Экзамен, 2010. — 191 с.

 

1 МЕХАНИКА

Кодификатор механика (2016 год)

1.1 КИНЕМАТИКА. 

Конспекты темы «Кинематика» в целом.  ​Краткие конспекты по кинематике  

Подробный конспект по кинематике

Основные формулы по кинематике

Вводный тест по кинематике. 

1.1.1 Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчета.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

Тест 1.1.1 — 1.1.2 

Здесь и далее по каждому элементу кодификатора включены тесты по 10-15 заданий (в зависимости от объема содержания элемента кодификатора) на базовом уровне (задания с выбором ответа и на установление соответствий).

1.1.2 Материальная точка. Её радиус-вектор, траектория, перемещение, путь. Сложение перемещений.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3.   

Тест 1.1.1 — 1.1.2

1.1.3 Скорость материальной точки. Сложение скоростей.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3.

Тест 1.1.3.

1.1.4 Ускорение материальной точки.

Дополнительно посмотреть теорию:  1  2  3

Тест 1.1.4

1.1.5 Равномерное прямолинейное движение.

 Дополнительно посмотреть теорию:  1  2   3 

Тест 1.1.5 — 1.1.6

1.1.6 Равноускоренное прямолинейное движение.​

 Дополнительно посмотреть теорию: 1  2  3 

Тест 1.1.5 — 1.1.6

1.1.7 Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом α к горизонту.

Дополнительно посмотреть теорию:  1  2 3  

Тест 1.1. 7

1.1.8 Движение точки по окружности. Угловая и линейная скорость точки.

Дополнительно посмотреть теорию:  1   2  3

Тест 1.1.8. 

1.1.9 Твердое тело. Поступательное и вращательное движение твердого тела

Дополнительно посмотреть теорию:   1.  2.  3.  К сожалению, на данный элемент кодификатора заданий найти не удалось.

Тест Кинематика 1. Базовый. 

Тест Кинематика 1. Повышенный уровень. В этот тест включены задания с открытым ответом повышенного уровня сложности. 

Контрольная работа по кинематике.

Это итоговая контрольная работа по кинематике. Включены задания базового и повышенного уровня сложности. Всего 20 заданий. Имейте в виду, что при каждой новой попытке задания перемешиваются и вероятность повторения тех же самых заданий не очень большая, поскольку в банке заданий теста находится около 60 заданий. 

 

Кинематика: задания ЕГЭ  высокого уровня сложности (задания с развернутым ответом) 

 

1.2 ДИНАМИКА

Подробные конспекты по динамике

Основные формулы по динамике

1.2.1 Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Дополнительно посмотреть теорию: 1  2  3

Тест 1.2.1.

1.2.2 Масса тела. Плотность вещества.

Дополнительно посмотреть теорию:  1  2.  3. 

Тест 1.2.2.

1.2.3 Сила. Принцип суперпозиции сил.

Дополнительно посмотреть теорию:   1.  2.  3. 

Тест 1.2.3.

1.2.4 Второй закон Ньютона: для материальной точки в ИСО.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. Теория 1. Теория 2. Теория 3. 

Тест 1.2.4.

1.2.5 Третий закон Ньютона для материальных точек.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. Теория 1. Теория 2. Теория 3. 

Тест 1.2.5.

1.2.6 Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от высоты h над поверхностью планеты радиусом R0.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. Теория 1. Теория 2.  Теория 3 Теория 4 Теория 5. 

Тест 1.2.6.

1.2.7 Движение небесных тел и их искусственных спутников. Первая космическая скорость.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. Теория 1. Теория 2.  Теория 3 Теория 4 . Теория 5. 

Тест 1.2.7.

+ вне кодификатора. Вес и невесомость

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. Теория 1. Тест Вес и невесомость.

1.2.8 Сила упругости. Закон Гука. 

Дополнительно посмотреть теорию:1, 2, 3. Теория 1. Теория 2. Теория 3. Тест 1.2.8.

1.2.9 Сила трения. Сухое трение.  Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Коэффициент трения.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. Теория 1. Теория 2. Теория 3. Тест 1.2.9.

1.2.10 Давление.

Дополнительно посмотреть теорию:1, 2, 3. Теория 1. Теория 2. Теория 3. Тест 1.2.10.

 

1.3 СТАТИКА

Подробные конспекты по статике

Основные формулы по статике

1.3.1 Момент силы относительно оси вращения.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.3.2 Условия равновесия твердого тела в ИСО.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.3.3 Закон Паскаля.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.3.4 Давление в жидкости, покоящейся в ИСО.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.3.5 Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

 

1.4 ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ

Подробные конспекты по законам сохранения в механике 

Основные формулы по законам сохранения

1.4.1 Импульс материальной точки.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.4.2 Импульс системы тел.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.4.3 Закон изменения и сохранения импульса

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.4.4 Работа силы: на малом перемещении

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.4.5 Мощность силы.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.4.6 Кинетическая энергия материальной точки. Закон изменения кинетической энергии системы материальных точек.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.4.7 Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести: потенциальная энергия деформированной пружины.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.4.8 Закон изменения и сохранения механической энергии.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

 

1.5 МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Подробные конспекты по механическим колебаниям и волнам 

Основные формулы по механическим колебаниям и волнам

 1.5.1 Гармонические колебания. Амплитуда и фаза колебаний. Кинематическое описание. Динамическое описание: Энергетическое описание (закон сохранения механической энергии). Связь амплитуды колебаний исходной величины с амплитудами колебаний её скорости и ускорения.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.5.2 Период и частота колебаний. Период малых свободных колебаний математического маятника. Период свободных колебаний пружинного маятника.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.5.3 Вынужденные колебания. Резонанс. Резонансная кривая.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.5.4 Поперечные и продольные волны. Скорость распространения и длина волны. Интерференция и дифракция волн.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

1.5.5 Звук. Скорость звука.

Дополнительно посмотреть теорию: 1, 2, 3. 

 

Решение задач части 3 (высокий уровень сложности)

fizegerepetitor.ucoz.net

Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов) | ЕГЭ по физике

Механика

Механика — наука о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между ними.

Под механикой обычно понимают так называемую классическую механику, в основе которой лежат законы механики Ньютона. Механика Ньютона изучает движение любых материальных тел (кроме элементарных частиц) при условии, что эти тела движутся со скоростями, намного меньшими скорости света (движение тел со скоростями порядка скорости света рассматривают в теории относительности, а внутриатомные явления и движение элементарных частиц — в квантовой механике).

В механике рассматривают взаимодействия тел, результатом которых являются изменения скоростей точек этих тел или их деформации. Например, притяжение тел по закону всемирного тяготения, взаимное давление соприкасающихся тел, воздействие частиц жидкости или газа друг на друга и на движущиеся или покоящиеся в них тела и т. и.

При изучении движения материальных тел оперируют рядом понятий, которые отражают те или иные свойства реальных тел, например:

  • материальная точка — объект пренебрежимо малых размеров, имеющий массу. Это понятие можно использовать, когда тело движется поступательно или когда в изучаемом движении можно пренебречь вращением тела вокруг его центра масс;
  • абсолютно твердое тело — тело, расстояние между двумя любыми точками которого не меняется. Это понятие применимо, когда можно пренебречь деформацией тела;
  • сплошная изменяемая среда — это понятие применимо, когда можно пренебречь молекулярной структурой тела. Его используют при изучении движения жидкостей, газов, деформируемых твердых тел.

Механика состоит из следующих разделов:

  1. механика материальной точки;
  2. механика абсолютно твердого тела;
  3. механика сплошной среды, в которую, в свою очередь, входят:
  • теория упругости;
  • теория пластичности;
  • гидродинамика;
  • аэродинамика;
  • газовая динамика.

Каждый из перечисленных разделов состоит из статики, динамики и кинематики.

Статика — это учение о равновесии тел под действием сил (греч. statos— стоящий).

Динамика — это учение о движ

examer.ru

Механика – квантовая физика | ЕГЭ по физике

§ 6. Квантовая физика

6.1. Основные понятия и законы квантовой физики

Фотоэффектом называется потеря телами электронов под действием света. Существует критическая длина волны (своя для каждого металла), с превышением которой фотоэффект прекращается. Т.к. эта длина волны лежит в длинноволновой области спектра, то её принято называть красной границей фотоэффекта
 Для фотоэффекта Эйнштейн привлёк представление о фотонах (квантах света), предложенное Планком для объяснения теплового излучения тел. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта имеет вид:

Постулаты Бора:
1) электроны движутся в атоме по стационарным орбитам, на которых они обладают энергией, но энергии не излучают
 Таких стационарных орбит в атоме несколько. Нижняя орбита называется основным состоянием атома, остальные — возбуждённым состоянием атома;
2) переходя с одной стационарной орбиты на другую, электрон испускает или поглощает квант электромагнитной энергии, чья энергия пропорциональна частоте:

6.2. Основные понятия и законы ядерной физики

 В 1932 г. советский физик Иваненко и немецкий физик Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра атома. По этой модели ядро атома состоит из двух видов элементарных частиц — протонов и нейтронов. Так как в целом атом электрически нейтрален, то число протонов в ядре равно числу электронов в атомной оболочке. Следовательно, число протонов равно атомному номеру элемента (Z) таблицы Менделеева. Сумму числа протонов Z и числа нейтронов N называют массовым числом и обозначают A.

 Под энергией связи понимают ту энергию, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны. Энергию связи атомных ядер можно рассчитать по формуле

 Величину ∆M называют дефектом масс, который определяется по формуле

где mp — масса протона, mn — масса нейтрона.

 Самопроизвольное испускание неких частиц атомами получило название радиоактивность. Было установлено, что радиоактивные элементы испускают три вида излучения. Их назвали α-, β- и γ- лучами.
 Природа α-, β- и γ- лучей различна. γ-лучи — это электромагнитные волны с очень маленькой длиной волны (от 10−8 до 10−11 см). β-лучи — это электро

examer.ru

Задание №5 ЕГЭ по физике


Механика. Объяснение явлений.


В задании №5 ЕГЭ по физике необходимо выбрать верные варианты утверждений, характеризующие то или иное явление. Теория аналогична другим заданиям по механике, но мы напомним основные моменты.


Теория к заданию №5 ЕГЭ по физике


Колебания

Колебание – это многократно повторяющийся процесс, характеризующийся изменением значения некоторой физической величины около ее равновесного состояния.

Пружинный маятник

В пружинном маятнике сила упругости пропорциональна удлинению пружины F = kx. Здесь k— коэффициент жесткости пружины, который не зависит от величины силы и смещения.

Максимальное отклонение от положения равновесия называется амплитудой. Сила упругости при этом отклонении максимальна, потому максимальным является и ускорение тела. При приближении к положению равновесия растяжение пружины уменьшается, что влечет за собой уменьшение ускорения тела, ведь оно зависит от силы упругости. Достигнув точки равновесия, тело не останавливается, хотя в этой точке сила и ускорение равны нулю. Скорость тела в точке равновесия пружины имеет наибольшее значение. По инерции тело продолжит движение мимо этого положения, деформируя пружину в противоположную сторону. Сила упругости, которая возникает при этом, тормозит маятник. Она направлена в сторону, противоположную движению маятника. Вновь достигнув амплитуды, тело останавливается, а потом начинает движение в обратную сторону, повторяя все описанное выше.

Период колебаний

Период колебаний такого маятника определяется формулой:

где m – масса тела (груза) на пружине

Потенциальная энергия

Потенциальная энергия равна произведению силы на отклонение, то есть

где х – расстояние от точки, в которой находится груз маятника, до положения его равновесия

Кинетическая энергия

Кинетическая энергия зависит от скорости маятника и определяется формулой Здесь т – масса маятника, v – его скорость.

Ускорение тела

Модуль ускорения на отрезке пути определяется формулой

где v, v0 – соответственно конечная и начальная скорости тела на указанном промежутке; t, t0 – конечное и начальное время соответственно.

Импульс тела

Импульс тела можно вычислить, используя формулу:

p=mv

где m – масса тела, v – его скорость

Сила Архимеда

Сила Архимеда является силой, с которой жидкость выталкивает тело, погруженное в нее. Она определяется формулой:

FgV

где ρ – плотность погруженного физ.тела, g – ускорение своб.падения, V – объем тела.


Разбор типовых вариантов заданий №5 ЕГЭ по физике


Демонстрационный вариант 2018

В таблице представлены данные о положении шарика, прикрепленного к пружине и колеблющегося вдоль горизонтальной оси Ох, в различные моменты времени.

t, с0,00,20,40,60,81,01,21,41,61,82,02,22,42,62,83,03,2
x, мм0591214151412950-5-9-12-14-15-14

Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера:

  1. Потенциальная энергия пружины в момент времени 1,0 с максимальна
  2. Период колебаний шарика равен 4,0 с
  3. Кинетическая энергия шарика в момент времени 2,0 с минимальна
  4. Амплитуда колебаний шарика равна 30 мм
  5. Полная механическая энергия маятника, состоящего из шарика и пружины, в момент времени 3,0 с минимальна
Алгоритм решения:

1. Анализируем таблицу данных движения шарика.

2–6. Определяем истинность утверждений 1–5.

7. Записываем ответ.

Решение:
  1. Максимальное значение потенц.энергии шарик имеет в моменты достижения амплитуды. Из таблицы видно, что наибольшее отклонение от состояния равновесия составляет – по модулю – 15 мм. Поскольку трением и сопротивление воздуха можем пренебречь (т.к. в условии не оговорено обратное), то состояние равновесия (когда пружина не деформирована) находится на одинаковом расстоянии от точек амплитуды, т.е. в нуле. Схематически движение такого маятника можно представить как:
  2. В момент t=1,0 c маятник отклоняется на 15 мм, т.е. достигает амплитуды. В таком положении шарик имеет максимальную потенц.энергию. Утверждение 1 верно.
  3. Периодом называют промежуток времени, за которое груз на пружине осуществляет 1 полное колебание. Пользуясь нашей схемой, можно утверждать, что полное колебание происходит, когда груз из точки амплитуды справа (15 мм) перемещается в точку амплитуды слева (–15 мм) и обратно. В таблице таким точкам соответствуют моменты времени t1=1 с, t2=3 c. Следовательно, чтобы переместиться между этими точками, требуется время ∆t=t2t1=3–1=2 c. А чтобы вернуться обратно – еще столько же. Значит, Т=2∆t=2·2=4 c. Утверждение 2 верно.
  4. Смотрим в таблицу: при t= 2,0 с координата шарика равна 0 мм. Он в этот момент пролетает точку равновесия. И скорость его при этом максимальная. А кинетическая энергия равна полупроизведению массы на квадрат скорости. Следовательно, его кинетическая энергия максимальная. Значит, утверждение 3 неверно.
  5. Амплитуда равна 15 мм, поскольку это максимальное отклонение от положения равновесия. Следовательно, утверждение 4 неверно.
  6. Поскольку движение маятника происходит без трения, то выполняется з-н сохранения энергии, т.е. E=const. Поэтому полная механическая энергия не может быть в один момент времени быть большей или меньшей, чем в другой. Утверждение 5 неверно.

Ответ: 12


Первый вариант задания (Демидова, №3)

В инерциальной системе отсчёта вдоль оси Ох движется тело массой 20 кг. На рисунке приведён график зависимости проекции скорости vx этого тела от времени t. Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения, описывающих движение тела.

  1. Модуль ускорения тела в промежутке времени от 60 до 80 с в 3 раза больше модуля ускорения тела в промежутке времени от 80 до 100 с.
  2. В промежутке времени от 80 до 100 с тело переместилось на 30 м.
  3. В момент времени 90 с модуль равнодействующей сил, действующих на тело, равна 1,5 Н.
  4. В промежутке времени от 60 до 80 с импульс тела увеличился на 40 кг∙м/с.
  5. Кинетическая энергия тела в промежутке времени от 10 до 20 с увеличилась в 4 раза.
Алгоритм решения:
  1. Ищем модуль ускорения и проверяем истинность первого утверждения.
  2. Определяем расстояние, пройденное телом за указанный в утверждении 2 отрезок времени, и проверяем истинность его.
  3. Определяем величину равнодействующей всех сил, действующих на тело.
  4. Вычисляем изменение импульса в указанный промежуток.
  5. Находим кинетическую энергию в начале и конца проежутка и сравниваем их значения.
  6. Записываем ответ.
Решение:

1. Модуль ускорения на отрезке времени от 60 до 80 с равен а на отрезке от 80 до100 с: Как видим, утверждение неверно, (так как в условии сказано наоборот):

2. Используем только что найденное значение ускорения для вычисления координаты тела:

Это и есть пройденное расстояние. Утверждение верно.

3. Равнодействующая всех сил, действующих на данное тело, равна F = ma. Вычислим ее, учитывая, что по условию масса тела m=20 кг, а ускорение a=3/20. Тогда F=20 ∙3/20  кг • м/с= 3 Н. Утверждение неверно.

4. Изменение импульса определяем таким образом:  кг∙м/с. Утверждение неверное. 5. Кинетическую энергию тела в момент времени 10 с определяем по формуле: , а в момент 20 с . Найдем их отношение: Значит, Е2=4Е1 — последнее утверждение верное.

Ответ: 25


Второй вариант задания (Демидова, №27)

Два одинаковых бруска толщиной 5 см и массой 1 кг каждый, связанные друг с другом, плавают в воде так, что уровень воды приходится на границу между ними (см. рисунок). Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера.

  1. Если воду заменить на керосин, то глубина погружения брусков уменьшится.
  2. Сила Архимеда, действующая на бруски, равна 20 Н.
  3. Плотность материала, из которого изготовлены бруски, равна 500 кг/м3.
  4. Если на верхний брусок положить груз массой 0,7 кг, то бруски утонут.
  5. Если в стопку добавить ещё два таких же бруска, то глубина её погружения увеличится на 10 см.
 Алгоритм решения:
  1. Анализируем условие задачи. Проверяем правильность первого утверждения.
  2. Определяем силу Архимеда, действующую на бруски. Сравниваем ее с указанным в утверждении 2.
  3. Находим плотность материала и определяем истинность утверждения 3.
  4. Проверяем истинность утверждения 4.
  5. Находим правильный ответ на последний вопрос.
  6. Записываем ответ.
Решение:
  1. На тела действует сила выталкивания FgV. Плотность воды ρв=1000 кг/м3, ρк=800 кг/м3. Т.е. ρк<ρв. Поскольку ρ пропорционально F, то при снижении ρ сила тоже уменьшится. А это означает, что глубина погружения станет больше. Утверждение 1 неверно.
  2. На рисунке сила выталкивания удерживает нижнеетело погруженным полностью, но его верхняя грань находится награнице воды с воздухом. На бруски действуют сила тяжести нижнего бруска и сила тяжести верхнего тела. Т.к. массы брусков одинаковы, то F= 2mg. Эта сила уравновешена силой выталкивания. Тогда FА= 2mg= 2∙10∙1 = 20 Н. Утверждение 2 верно.
  3. Из формулы силы Архимеда, находим объем бруска (м3)Масса бруска по условию равна 1 кг. Тогда плотность каждого бруска определяется так (кг/м3):Утверждение 3 верно.
  4. Если сверху на верхний брусок положить груз, массой 0,7 кг, верхний брусок не полностью погрузится в воду. Ведь нижний полностью погрузился, когда верхний брусок весил 1 кг. Эту массу в данном случае можно считать минимально необходимой для полного погружения. Значит, верхний брусок будет частично выступать из воды. Утверждение 4 неверно.
  5. Каждый следующий брусок массой в 0,7 кг будет частично погружать стопку нижних. Если сверху на бруски положить еще два таких же, то  только два нижних бруска опустятся под воду, а верхние останутся над водой. Поскольку толщина каждого бруска равна 5 см, глубина, на которую будет погружено нижнее тело, будет больше на 5 см. Утверждение 5 неверно

Ответ: 23

spadilo.ru

Механика (установление соответствия между графиками,физическими величинами и формулами) | ЕГЭ по физике

Механика

Механика — наука о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между ними.

Под механикой обычно понимают так называемую классическую механику, в основе которой лежат законы механики Ньютона. Механика Ньютона изучает движение любых материальных тел (кроме элементарных частиц) при условии, что эти тела движутся со скоростями, намного меньшими скорости света (движение тел со скоростями порядка скорости света рассматривают в теории относительности, а внутриатомные явления и движение элементарных частиц — в квантовой механике).

В механике рассматривают взаимодействия тел, результатом которых являются изменения скоростей точек этих тел или их деформации. Например, притяжение тел по закону всемирного тяготения, взаимное давление соприкасающихся тел, воздействие частиц жидкости или газа друг на друга и на движущиеся или покоящиеся в них тела и т. и.

При изучении движения материальных тел оперируют рядом понятий, которые отражают те или иные свойства реальных тел, например:

  • материальная точка — объект пренебрежимо малых размеров, имеющий массу. Это понятие можно использовать, когда тело движется поступательно или когда в изучаемом движении можно пренебречь вращением тела вокруг его центра масс;
  • абсолютно твердое тело — тело, расстояние между двумя любыми точками которого не меняется. Это понятие применимо, когда можно пренебречь деформацией тела;
  • сплошная изменяемая среда — это понятие применимо, когда можно пренебречь молекулярной структурой тела. Его используют при изучении движения жидкостей, газов, деформируемых твердых тел.

Механика состоит из следующих разделов:

  1. механика материальной точки;
  2. механика абсолютно твердого тела;
  3. механика сплошной среды, в которую, в свою очередь, входят:
  • теория упругости;
  • теория пластичности;
  • гидродинамика;
  • аэродинамика;
  • газовая динамика.

Каждый из перечисленных разделов состоит из статики, динамики и кинематики.

Статика — это уч

examer.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о