Изменения в егэ по обществознанию: ЕГЭ по обществознанию изменится в 2022 году

Содержание

Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022 года: отмена сочинения и сокращение количества заданий

 | 

В этом году структура и некоторые задания в ЕГЭ по обществознанию изменились. Из хороших новостей — убрали мини-сочинение по одному из высказываний, эта часть считалась одной из самых сложных. Но сократили общее время на выполнение заданий с 235 до 180 минут и уменьшили максимальное количество баллов. Давайте разберемся, какие еще изменения внесли в ЕГЭ разработчики ФИПИ.

  • Задания №1 — написание пропущенного слова в таблице, №2 — поиск обобщающего понятия, и №20 — вставка слов в текст, которые были в КИМ-2021, убрали из новой версии 2022 года.
  • Задание №10 с графиком спроса и предложения, в котором необходимо было выбрать ответ, теперь стало заданием №21, требующим развернутого ответа.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию с сайта ФИПИ
  • Задания №22
    — пояснение термина из текста, и №26 — приведение примеров по заданной теме, исключили.
Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение
  • Задание №28 (развернутый ответ по тексту) и №29 (мини-сочинение) отсутствуют в новой версии. Их заменили на задание №24 — составление сложного плана для доклада, и №25 — написание обоснования политического, социального или экономического процесса с примерами.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию с сайта ФИПИ
  • Добавили новое задание №23, в котором нужно описать положения Конституции и законодательства Российской Федерации.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию с сайта ФИПИ
  • В новой версии ЕГЭ по обществознанию всего 25 зданий (было 29), в связи с этим и изменился максимальный балл — 57 вместо 64 баллов.

Посмотреть демоверсию ЕГЭ по обществознанию 2022 года и ознакомиться с критериями оценивания можно на сайте ФИПИ. Также на портале размещен открытый банк заданий, в котором можно потренироваться в решении новых вариантов.

Пройдите прямо сейчас бесплатный онлайн-тест по обществознанию на сайте «Россия — страна возможностей», чтобы проверить свои знания и при необходимости заполнить пробелы.

Вебинар по актуальным вопросам проведения ЕГЭ по обществознанию в 2022 году :: Петрозаводский государственный университет

В рамках сотрудничества ПетрГУ с муниципальными районами организуются и проводятся встречи председателей и экспертов комиссий по ЕГЭ по различным общеобразовательным предметам для преподавателей образовательных учреждений районов Карелии.

8 ноября 2021 года состоялась встреча со старшим преподавателем кафедры теории права и гражданско-правовых дисциплин Института экономики и права ПетрГУ, старшим экспертом региональной комиссии РК ЕГЭ по обществознанию, председателем предметной комиссии муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в Республике Карелия − Бисеровой Ириной Юрьевной.

Тема вебинара − изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2022 году, ответы на актуальные вопросы и практические рекомендации.

Участие в вебинаре принимали преподаватели образовательных учреждений: Сегежского района (пгт Надвоицы), Муезерского и Медвежьегорского районов.

На осенней онлайн-встрече Ирина Юрьевна подробно рассказала о планируемых нововведениях, проанализировала содержание и структуру КИМа 2022, провела разбор типичных ошибок выпускников прошлых лет, сделала обзор новых методических и аналитических материалов от разработчиков ФИПИ.

Для максимально эффективной подготовки учеников к сложным летним испытаниям учителям были рекомендованы литература из федерального перечня учебников и надежные онлайн-ресурсы, предложен проверенный годами пошаговый алгоритм подготовки, даны практические советы для выполнения некоторых сложных заданий второй части. В частности, особое внимание было уделено правилам написания трудновыполнимого и поэтому «дорогого» задания 24 (сложный план): качественное его выполнение дает целых 4 первичных иногда судьбоносных балла.

Участники вебинара получили пакет материалов по обществознанию, в том числе алгоритм написания сложного плана, ценный навигатор от составителей ЕГЭ для самостоятельной подготовки по всем блокам, которые Ирина Юрьевна попросила передать школьникам вместе с буклетом Института экономики и права ПетрГУ и пожеланиями качественной подготовки, высоких баллов и успешного поступления.

Отзыв учителя истории и обществознания МКОУ «Повенецкая СОШ» Л.В.Плюсниной:

Спасибо Бисеровой Ирине Юрьевне за чёткий и конструктивный вебинар по разбору заданий и рекомендациям по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Ещё раз обратили внимание на алгоритм подготовки (кодификатор и демоверсия), открытый банк заданий, понравилось – «таймер – наше всё». Обсудили изменения, сложность заданий 24-25. Согласна, что наибольшие трудности выпускники испытывают по вопросам политики и права. 

Отзыв учителя истории и обществознания, МКОУ «Медвежьегорская СОШ им.Ф.Фанягина» Е.Б. Довбыш:

Я принимала участие в вебинаре, который проводился 8 ноября 2021 года. Благодарю Вас за очень точные и конкретные рекомендации по подготовке выпускников к экзамену по обществознанию, по использованию пособий и интернет-ресурсов. Вы подобрали для педагогов необходимый материал. Общение с Вами в чате позволило мне оценить свой план работы с обучающимися 11-го класса, внести в него необходимые изменения.

Возможно, Вы сможете организовать еще подобные встречи для обсуждения вопросов о том, как изучать те вопросы, которые являются для школьников наиболее трудными (мы их обсуждали на вебинаре). Еще раз большое спасибо.

Отзыв И.С. Пшеновой, учителя истории и обществознания Медвежьегорской СОШ №3:

Конференция была проведена опытным, практикующим преподавателем. Получили важную информацию об  изменениях в КИМах этого года.

Отзыв Г.И. Кудряшовой, преподавателя МБОУ «Надвоицкая СОШ»:

Спасибо большое! Всё толково! Все материалы сохранили для дальнейшего использования. Особенно понравился разбор по темам и новой литературе! Надеемся на продолжение мероприятий!

Отзыв Н.В. Ковалевской, преподавателя МБОУ «Суккозерская СОШ»:

Большое спасибо за вебинар! Очень доступно и понятно. Занятие помогло разобраться во многих интересующих вопросах.

Чётко рассказано об изменениях и особенностях государственного экзамена по обществознанию. Подробно описаны все разделы. Вебинар полезен и ученикам, и преподавателям.

Вебинар организован Межрайонным ресурсным центром ПетрГУ в Сегеже в рамках Программы развития опорного университета.

 

В России сократят время на выполнение ЕГЭ по ряду предметов

В систему ЕГЭ в 2022 году внесут изменения Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

На ЕГЭ по обществознанию и истории в следующем году уменьшат время для выполнения заданий. Об этом сообщили в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ).

«История: время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут. Обществознание: общее время выполнения работы сокращено с 235 до 210 минут», — указано в документе на сайте ФИПИ.

Изменения затронули ЕГЭ по всем школьным предметам: математике, физике, химии, русскому, биологии, литературе, истории, географии и иностранным языкам.

В экзаменах по некоторым дисциплинам увеличили количество задний, а в других уменьшили, сообщает «газета Кемерова». Нововведения будут действовать со следующего года. Единый госэкзамен в следующем году планируют провести в допандемийном формате, пишет RT.

Подписывайтесь на URA.RU в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Урала в telegram-канале URA.RU и получайте все самые важные известия с доставкой в вашу почту в нашей ежедневной рассылке.

На ЕГЭ по обществознанию и истории в следующем году уменьшат время для выполнения заданий. Об этом сообщили в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ). «История: время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут. Обществознание: общее время выполнения работы сокращено с 235 до 210 минут», — указано в документе на сайте ФИПИ. Изменения затронули ЕГЭ по всем школьным предметам: математике, физике, химии, русскому, биологии, литературе, истории, географии и иностранным языкам.

В экзаменах по некоторым дисциплинам увеличили количество задний, а в других уменьшили, сообщает «газета Кемерова». Нововведения будут действовать со следующего года. Единый госэкзамен в следующем году планируют провести в допандемийном формате, пишет RT.

Демоверсия по обществознанию ЕГЭ 2022.

В сфере аттестации школьников свершилась революция. Ее первый этап прошел еще в 2019-м, когда ФИПИ предложил обновленные варианты ОГЭ. Теперь сделан и следующий шаг: общедоступными стали перспективные модели демоверсий ЕГЭ на 2022 год.

Внимание: в тестах 2021 года эти демоверсии и вопросы из них использоваться не будут.

Хорошая новость для 10-классников, которые планировали сдавать обществознание: по мнению большинства экспертов, экзамен по этому предмету со следующего года упростится. В нем есть, конечно, существенные обновления. Но они являются скорее просто непривычными для тех, кто уже работал с демонстрационными вариантами вплоть до ЕГЭ 2021, чем усложненными.

Что изменилось: коротко о главном

Самые приятные обновления:

  • Политическая задача № 14, которая единодушно признавалась выпускниками самой сложной в тесте (ее решали только 4 из 10 учеников), стала намного проще. В целом политике теперь посвящены только 2 вопроса вместо 3.
  • Да, в тестах будут вопросы по изменениям в Конституцию РФ, внесенным в 2020 году.
  • Общее количество заданий сократилось с 29 до 23.
  • Длинный текст, с которого обычно начиналась II часть, теперь вынесен в самое начало.
  • Наконец, главное: готовить эссе по конкретной цитате какого-нибудь значимого деятеля больше не нужно. Бывшее задание № 29 «перекочевало» в № 23, который объединил сразу несколько вопросов. И мини-сочинение теперь нужно писать по любому из пунктов собственного сложного плана, составленного на предложенную тему.

По пунктам

В целом, как считают преподаватели, которые уже успели изучить проект ЕГЭ по обществознанию, тесты стали более продуманными. Угадывать сложнее, но постановка самих вопросов проще.

I часть начинается с текста, по которому надо дать 4 ответа (2 простых и 2 развернутых). Задачи с 5 по 7 — по теме «Человек и общество». 8−12 задачи — по экономике и статистике. В № 8 теперь нужно давать развернутый ответ, впервые появились вопросы, связанные с определением и сущностью ПИФ. Кстати, статистическая задача № 12 немножко усложнилась.

13 задание посвящено социологии, 14−15 — политике. В правовом блоке случился странный казус — то и дело встречаются вопросы с явной отсылкой к экономике (виды налогов, например, в № 19).

Вторая часть состоит всего из 3 заданий с развернутым ответом. № 21 — это задача из № 27 ЕГЭ 2021. В последнем вопросе 3 подпункта (сложный план, мини-сочинение и развернутый ответ с примерами).

Напомним, все это касается нового проекта, который пока что только вынесен на профессиональное обсуждение. Он еще окончательно не утвержден и на 2022 год. В экзаменационных листах 2021-го вопросов из этой модели демоверсий точно не будет.

Запишись на курсы подготовки

Курсы подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по предметам. Проводятся преподавателями-экспертами по актуальным материалам и вариантам от ФИПИ

Изменения в демоверсии ЕГЭ по обществознанию на 2019 год » Незнайка — варианты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2022


Давайте разберемся, что же изменилось. Во-первых, тестовая часть осталась такой же. На этом радостные новости заканчиваются.

Усложнение 25 задания


Критерии стали значительно жестче и строже. Давайте разберемся!
Было: Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия — 3 балла.
Теперь же задание 25 оценивается по двум критериям:
25.1 Раскрытие смысла понятия
25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия

Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 также выставляется 0.

25. 1 Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) — 2 балла
25.2 Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия — 2 балла.

Теперь понятие должно быть:
— четким
— полным
— недвусмысленным
— ясным и понятным
— раскрывать общие и существенные признаки.
Не засчитывается:
— характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
— в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
— объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

Давайте посмотрим на примере.
Брачный договор — это договор, регулирующий имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения — НЕВЕРНО, эксперт ставит 0 баллов.
Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения — ВЕРНО!

Демократия — власть народа. — НЕВЕРНО, эксперт ставит 0 баллов, т.к. объясняется смысл понятия этимологию слова.
Демократия — способ политической организации общества, его политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти. — ВЕРНО!

Важно! При составлении дополнительных двух предложений нельзя использовать те признаки, которые были даны в понятии! Предложения, которые необходимо составить, должны быть полными.

Например, в задании сказано, составить предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности. Итак, посмотрим предложения.
Существуют два вида социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная — ПЛОХО!

К видам социальной мобильности относятся вертикальная (т.е. движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность ) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии) и горизонтальная (т.е. географическое перемещение между районами, городами (миграция) и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»)социальная мобильности. — ХОРОШО!

План, задание 28


Было: Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах, формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу — 3 балла.
Теперь же план оценивается по двум критериям:
28.1 Раскрытие темы по существу
28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана
28.1 Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 3 балла
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 2 балла
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 1 балл
28.2 Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей — 1 балл.

Обратим внимание на «обязательные пункты» — это те пункты, которые важны для понимания темы и напрямую связаны с ней.
«Обязательные пункты» (их должно быть не менее 2х) должны быть детализированы (т.е. к ним должны быть подпункты).
Раньше должен был быть детализирован только один пункт. Но хорошее время прошло, перестаем плакать и начинаем готовиться!

ЭССЕ, задание 29


Изменения не обошли стороной и эту часть работы. Посмотрим критерии, которые были уточнены.
29.1
Было: Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании — 1 балл
Стало: Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования — 1 балл.
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом — 0 баллов.

На что обращаем внимание:
— Нужно сформулировать тезис, который вы будете доказывать в эссе. Запомните это, от тезиса мы будем плясать на протяжении всего мини-сочинения.
— Пересказать, перефразировать или последовательно объяснить каждое слово НЕЛЬЗЯ!

29.2
Было: Избранная тема ( в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
Стало: В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

На что обращаем внимание:
1. дано ключевое понятие, но нет иных теоретических пояснений — теряем 1 балл.
2. есть неточности, ошибки в формулировке теоретических положений — теряем 1 балл
3. не раскрыли ключевое понятие — теряем 2 балла
4. написали бытовым языком — теряем 2 балла
5. использовали лишнее, не относящиеся к теме термины и теоретические положения — теряем два балла.

Запоминаем! Даем определение ключевого понятия, раскрываем тезис, который вы сформулировали в самом начале на теоретических положениях. Никакие лишние понятия не вводим и не объясняем.

29.3
Это новый критерий!
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод — 1 балл.

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

Важно, этот критерий проверяем структуру мини-сочинения. Запоминаем структуру:
— раскрываем смысл цитаты, формулируем тезис, который будем доказывать.
— даем корректное объяснение ключевого понятия, подтверждаем свой тезис теоретическими примерами.
— приводим два фактических примера (о них сказано далее)
— пишем вывод
Всё это должно быть написано НЕ бытовым языком, иначе теряем баллы!

29.4
Было: Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) — 2 балла
Стало: Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом — 2 балла

Смотрим, что у нас происходит с фактическими аргументами.
1. нельзя брать аргументы из однотипных источников (два примера из газеты, два примера их истории — нельзя; 1 пример из истории + 1 пример из литературы — можно).
2. для каждого аргумента должен быть свой тезис → тезиса должно быть ДВА.

Что можно использовать как аргумент:
— сообщения СМИ
— материалы учебных предметов
— факты общественной жизни (история) и личного социального опыта
— собственные наблюдения

Важно, чтобы ваши наблюдения и личный социальный опыт были не на «бытовом» уровне, поэтому старайтесь избегать таким примеров. Лучше использовать факты из истории, литературу, данные статистики, статьи, фильмы.

ЕГЭ по обществознанию 2022: изменения в тесте

ФИПИ опубликовал проект демонстрационного теста ЕГЭ по обществознанию 2022, в котором отражены существенные изменения в экзаменационной работе ЕГЭ по этой дисциплине. Наглядно, каким будет экзамен по обществознанию, вы можете увидеть в этом видео: