Биология вид что это: Что такое вид в биологии – определение и примеры кратко (5 класс, биология)

Содержание

Михаил Гельфанд: «Биология — это наука не о танковых

Михаил Гельфанд, руководитель магистерской программы «Биотехнологии» Сколтеха, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, в интервью «ПостНауке» поделился своими мыслями о самых интересных направлениях исследований в биологии, западном опыте и современных научных центрах в России. Sk.ru приводит выдержки из этого материала

Я веду исследования в учебно-научном центре «Биоинформатика» Института проблем передачи информации РАН. В моей лаборатории мы занимаемся компьютерным анализом генома, изучаем бактериальные сообщества и эволюцию бактериальных геномов.

Оказывается, что мы можем многое рассказать о бактерии, зная только ее геном. Например, если есть белок с неизвестной функцией, очень трудно понять экспериментально, что он делает. Еще хуже, когда есть функция, но непонятно, какой белок ее выполняет. Выяснить это экспериментальными методами бывает очень сложно, но если у вас есть конкретное предсказание, сделанное с помощью компьютерного анализа, то его можно проверить напрямую.

И эти подходы получаются очень эффективными.

Михаил Гельфанд. Фото: Sk.ru

Другое направление исследований — эволюция бактериальных геномов. Мы изучаем фундаментальные вопросы. Например, пытаемся понять, что такое вид бактерий. Нам примерно понятно, что такое вид млекопитающих, но совершенно непонятно, что такое вид бактерий. О млекопитающих мы можем сказать, что человек и шимпанзе — более близкие родственники, чем человек и мартышка, а кит с бегемотом — более близкие родственники, чем бегемот и корова.

Дело в том, что большая часть генома у млекопитающих наследуется от предков напрямую, а с бактериями все не так: у них часто гены переносятся из одного вида в другой. Тут возникает интересный вопрос о том, можно ли эволюцию бактерий представлять филогенетическим деревом. Без понимания эволюции бактерий невозможно придумать стратегию борьбы с ними. Не понимая, что бактерии очень быстро эволюционируют, человечество неправильно использовало антибиотики.

Теперь мы имеем дело с бактериями, которые устойчивы к существующим антибиотикам.

Кроме того, мы изучаем бактериальные сообщества. При этом рассматривается не один конкретный геном, а геномы всех имеющихся в сообществе бактерий. Если же выйти за рамки бактериальной геномики, то ведется большая работа по изучению того, как устроена ДНК в человеческих клетках. В этой области много интересных задач, которые в конечном счете сводятся к вопросу о том, почему геном во всех клетках одинаковый, а ткани разные и как в ходе развития получаются разные типы клеток. Ответ заключается в том, что в разных клетках работают разные гены. И то, какие гены работают в клетке, определяет ее индивидуальность. Еще более трудный вопрос — почему структура и функциональное состояние ДНК меняются, хотя ее последовательность остается прежней. В геномике бактерий у нас есть некая научная программа, и мы ей следуем с большим или меньшим успехом. А в науке о структуре и функции ДНК эукариот (организмов, клетки которых имеют ядро) наши работы в значительной степени получаются оппортунистическими — все зависит от экспериментаторов, которые приносят интересные данные.

О достижениях в биологии

Современная биология — не про открытия и достижения. Нобелевские премии по физиологии или медицине на глазах теряют смысл, потому что из большого количества людей, которые делают одно и то же, комитет все чаще выбирает случайного человека. В других науках такого нет. Это происходит потому, что современная биология — коллективная наука. Прогресс в ней непрерывный и постепенный. Очень редко бывают очевидные прорывы. Но есть красивые примеры. Например, CRISPR/Cas-системы — это действительно новая крутая вещь. Авторам, конечно, дадут Нобелевскую премию. И возникнет тот же самый вопрос: кому давать? Ведь первая гипотеза о том, как это должно быть устроено, возникла в результате анализа геномов у Евгения Кунина и его коллег. Потом разные группы микробиологов показали, как это работает у живых бактерий. А другие ученые придумали, как применять эти системы в генной инженерии. Понять, кто главный молодец, невозможно.

«Интересная ситуация зреет в Сколковском институте науки и технологий: биологическому направлению Сколтеха удалось собрать очень сильных людей, и, если это заработает как надо, то будет очень хорошо»

Биология — это не наука о танковых прорывах, а наука о позиционных боях. Поэтому вопрос о достижениях сложный. Или они есть всегда, или их нет никогда — зависит от того, как посмотреть. Я думаю, что доля понимаемого в биологии все время уменьшается за счет того, что непропорционально быстро увеличивается доля вещей, про которые мы понимаем, что они есть, но совершенно не понимаем, как они работают. Есть известная апория про то, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Здесь то же самое, только черепаха бежит быстрее Ахиллеса.

Об исследованиях индивидуальных клеток

Сейчас интересно наблюдать за тремя направлениями исследований в биологии: анализ индивидуальных клеток и различий между ними; соотношение шума и функции; и последнее — тот же самый вопрос, но в эволюционном преломлении. За индивидуальными клетками интересно наблюдать с точки зрения эмбриологии. Если мы наблюдаем за клетками во время эмбрионального развития, когда они уже начинают приобретать отличия, мы можем проследить, как клетки постепенно понимают, какие функции будут выполнять.

Вторая область — это рак. Известно, что опухоли крайне неоднородны. Есть масса работ, в которых сравнивали раковые и нормальные клетки одной и той же ткани и смотрели, что поменялось. Но в них рассматривалась средняя раковая клетка, а клетки очень разные. Они постепенно набирают геномные поломки, становятся все более и более злокачественными, бесконечно делятся, потом какие-то из них приобретают способность «уплыть», прикрепиться в другом месте и там начать делиться, давая метастазы. Если смотреть на геномы индивидуальных клеток, можно восстановить эволюцию рака (рак — эволюционная болезнь) и увидеть сильнейшее соревнование между клетками опухоли. С точки зрения рака индивидуальные клетки — это особи, а мы для них — внешняя среда. Исследования показывают, что клетки, у которых есть потенциал стать источником метастазов, могут присутствовать практически с самого начала, они не являются молодыми. Это фундаментальная вещь, которую надо понимать при выборе стратегии химиотерапии.

Третья область для исследования индивидуальных клеток — это иммунология, а конкретнее — индивидуальность лимфоцитов. Четвертая — исследование индивидуальности нейронов, которое проводят в рамках нейронауки. Там есть очень красивая штука. Наивно можно было бы предположить, что у нейронов одной области мозга была одна клетка-предшественник, которая потом делилась и из которой эта область выросла. В таком случае генеалогическое дерево нейронов должно бы хорошо коррелировать с их географической близостью в мозге, но оказывается, что ничего подобного. Можно определить геномы отдельных нейронов и проследить историю соматических мутаций при делении клеток. Мы увидим, что, даже если область мозга локальна и однородна, она образована клетками из очень разных линий, которые разошлись, еще когда эти клетки вообще не были нейронами.

Если подумать, то окажется, что инженерно это очень правильно, ведь если каждая область мозга является потомком одной клетки, то при повреждении этой клетки в эмбрионе эта область мозга не разовьется совсем. А если область образована потомками большого числа разных клеток, которые приобрели функциональную идентичность уже в относительно поздней стадии, то подобного не случится.

«Доля понимаемого в биологии все время уменьшается за счет того, что непропорционально быстро увеличивается доля вещей, про которые мы понимаем, что они есть, но совершенно не понимаем, как они работают»

Об исследованиях древнего генома

Очень интересные исследования касаются древней ДНК, потому что они развивают наше понимание истории. Стандартный вопрос: кем были носители индоевропейского языка?

Мы знаем археологические культуры примерно того времени, но теперь можно посмотреть на геномы этих людей, увидеть варианты генов, характерные для разных археологических культур, и проследить, как люди двигались по Евразии. С другой стороны, мы можем проследить отношения современных людей и неандертальцев, мы теперь знаем, что была еще одна независимая ветвь — денисовцы, и в геномах жителей Индонезии, Новой Гвинеи, Австралии есть большие денисовские куски. Мы можем посмотреть на процесс одомашнивания скота. Все это интересно не только с точки зрения биологии, но и в перспективе понимания истории и культуры.

О научных центрах в России

Проблема России в том, что были великая советская физика и великая советская математика — потрясающие школы мирового значения. Иногда говорят, что эти науки возникли из военной области, но это не так, хотя она позволяла им существовать.

А великая советская биология не имела такой крыши, поэтому с 1948 года ее не существовало. Были лишь отдельные очень хорошие ученые, и, в общем, так оно и осталось на десятилетия. Когда ученые начали массово уезжать за границу, ситуация усугубилась. Это плохая новость. А хорошая новость в том, что тем не менее сейчас все-таки есть несколько лабораторий, в которых делают науку вполне мирового уровня.

Фото: Sk.ru

Чтобы наблюдать за наукой, надо смотреть не на уровне центров, а за конкретными людьми. Территориально сильные люди могут находиться в разных местах. Интересная ситуация зреет в Сколковском институте науки и технологий: именно биологическому направлению Сколтеха удалось собрать очень сильных людей, и если это заработает как надо, то будет очень хорошо. Успешные лаборатории есть в Санкт-Петербурге и Новосибирске, а дальше — Красноярск, Уфа, Томск, Казань.

О западном опыте

Я большой сторонник того, чтобы в России строили науку по западным принципам — с конкурсной системой, экспертизой. Но при этом есть два аспекта. Первый, совсем банальный: не может быть замечательно построенной системы науки в стране, которая целиком не функционирует как должно. Второй аспект заключается в том, что надо перенимать принципы, а не механизмы, потому что механизмы всякий раз должны быть разные. У российской науки, например, есть колоссальная, исторически сложившаяся и очень неправильная пропасть между исследованиями и образованием. Были исследовательские и учебные институты. За редкими исключениями вроде новосибирского Академгородка, это были два разных мира. Любая попытка строить современную науку и образование должна учитывать и преодолевать этот исторический фон. Должна быть очень хорошая стратегия и далекий горизонт планирования, и это то, чего совсем не хватает.

До некоторой степени надежду внушает Сколтех, потому что это новое образование в чистом поле. Есть надежда, что многие из проблем там не заведутся, а от странностей, которые в нем возникли в самом начале, удастся избавиться.

Есть Высшая школа экономики, в которой очень сильный математический факультет — по-видимому, лучший в России сейчас. Там есть и интересный факультет компьютерных наук. Открывается физфак, то есть происходит экспансия в область естественных наук, что очень хорошо, потому что она будет задавать некоторую планку. Ведь естественные науки хороши тем, что там понятны критерии качества.

О будущем выпускников Сколтеха

Наша цель — подготовить таких выпускников, которые смогут присоединиться к лабораториям мирового уровня. Кроме того, они смогут работать в биотехнологических и фармацевтических компаниях. Мы стараемся сделать так, чтобы уровень профессиональной подготовки это позволял. И третье направление, где они могут работать, — это современное здравоохранение. Современная медицина все больше требует понимания биологии, в частности эволюционной биологии. Вообще говоря, где появляется современная, технологичная, высокодетализированная медицина, там должна быть очень мощная биологическая основа — и у врачей, и у людей, которые с врачами работают.

«CRISPR/Cas-системы — это действительно новая крутая вещь. Авторам, конечно, дадут Нобелевскую премию»

Наконец, в некоторых странах бывают фармацевтические стартапы. Многие лекарства придумываются не большими фармкомпаниями, а людьми из университетов. Они развивают лекарство или технологию до какого-то продвинутого состояния, а потом продают большой фармкомпании. Это довольно стандартная бизнес-модель, но в России она по очевидным причинам не работает. 

Биологический вид

Биологические виды — формы физиологически несовместимых организмов (растений, животных, микроорганизмов), не скрсщиваю-щихся друг с другом в обычных, нормальных для них условиях жизни или не дающих при скрещивании нормальною потомства. [ …]

Каждый вид на земле имеет свою, только ему присущую экологическую нишу. Человек несмотря на то, что ему присущи многие специфические качества, является одним из биологических видов класса млекопитающих. Он также имеет свою, только ему присущую экологическую нишу, т.е. совокупность требований к условиям среды (экологическим факторам), в которых он обитает.[ …]

Каждый биологический вид неповторим, он содержит в себе информацию о развитии растительного и животного мира, которая имеет огромное научное и прикладное значение. Поскольку все возможности использования данного организма в отдаленной перспективе зачастую непредсказуемы, весь генофонд нашей планеты (за исключением, может быть, некоторых опасных для человека болезнетворных организмов) подлежит строгой охране. Необходимость охраны генофонда с позиций концепции устойчивого развития («коэволюции») диктуется не столько хозяйственными, сколько моральными и этическими соображениями. Человечество в одиночку не выживет. [ …]

Человек как биологический вид представляет собой высшее звено в трофических сетях экосистем. Используя в пищу самые разные растения и многие виды животных, он является полифагом, «снимающим урожай» на многих уровнях экосистем, в которые включен. В борьбе за увеличение количества пищи, основного, определяющего жизненного ресурса, человек все большую часть поверхности суши превращает в сельскохозяйственные угодья. В морях и океанах все богатые рыбой места облавливаются целыми флотилиями рыболовных судов. На обеспечение этой «пищедобывающей» деятельности техникой, горючим, коммуникациями, транспортом тратится основная часть добываемых и перерабатываемых металлов, угля, нефти и других ископаемых.[ …]

Человек как биологический вид имеет везде одинаковую экологическую нишу. Но требовать одинаковых значений ПДК на рабочем месте (рабочей зоне — РЗ), промышленном предприятии (ПП), а также в зоне жилья не только неразумно, но и очень дорого. Поэтому вводят раздельное нормирование, при котором для различных участков устанавливаются разные ПДК. Для загрязнений атмосферного воздуха устанавливаются ПДК в рабочей зоне (ПДКрз), и в населенном пункте — ПДКав. ПДКрз устанавливается из условий, что здоровью человека не будет нанесен ущерб при его работе в течение всего трудового стажа при установленной продолжительности рабочего дня. Под ПДКав понимается максимальная концентрация примеси, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при воздействии за время жизни человека не оказывает на него вредных воздействий. Нормативные документы в конце 80-х г. уже содержали перечень ПДК для более чем 700 веществ.[ …]

Человек как биологический вид появился в биосфере сравнительно недавно, не более миллиона лет назад, и за столь короткий срок перестроил биосферу в соответствии со своими потребностями. Дальнейшая судьба человечества зависит от того, насколько оно сможет соотносить свое развитие с фундаментальными природными законами, определяющими существование всей биосферы.[ …]

Многообразие биологических видов соответствует разнообразию условий обитания на Земле. Одна из главных особенностей живого состоит в заселении не только зон наиболее благоприятного климата, но и всех уголков планеты: высокогорных, глубоководных, подземных ареалов.[ …]

Многообразие биологических видов рассмотрено в гл. 5. Остановимся на самых общих особенностях обмена веществ и пищевой специализации основных категорий организмов, каждая из которых в свою очередь состоит из множества разнообразных групп, взаимно дополняющих друг друга так, что их совместная жизнедеятельность обеспечивает последовательное использование выделяемых в среду продуктов метаболизма и поддержание постоянства состава и свойств среды.[ …]

Разнообразие биологических видов — необходимое условие устойчивости циклов синтеза, трансформации и деструкции органического вещества биосферы. В природных экосистемах с высокой точностью биота поддерживает баланс между продукцией и деструкцией органики. Важнейшую роль биота играет в разрушении горных пород и почвообразовании. Кроме того, биота осуществляет эффективное управление гидрологическим режимом, составом почвы, атмосферы, воды. Установлено, что биота сохраняет в полной мере эту способность, если человечество использует не более 1% чистой первичной продукции биоты. Остальная часть продукции должна идти на поддержание жизнедеятельности видов, стабилизирующих среду [Горшков В.Г., 1980, 1995].[ …]

В гипофизе любого биологического вида эукариен.т не может присутствовать более одного независимого нормального генома, каждый из которых соответствует наилучшей приспособленности организма к различным условиям внешней среды. Однако особи с несколькими нормальными геномами могут присутствовать в популяции, если они скоррелированы между собой, не могут существовать один в отрыве от другого и ни один из них не может быть вытеснен из популяции в результате конкуренции взаимодействия. Так, два нормальных генома присутствуют внутри одной эукариотической клетки: один в виде совокупности ядерного хромосома, другой в виде хромосом митохондрий ихлоропластов. У двуполых видов в популяции присутствуют два нормальных генома: самцы и самки. [ …]

Переэксплуатация биологических видов — общее сокращение численности вида; — нарушение половой, возрастной и социальной структуры популяций; — снижение успешности размножения; — увеличение пресса выборочного изъятия на отдельные систематические, возрастные, половые группы животных, ведущее к деградация этих видов; — разрушение экологических связей и общего баланса в экосистемах.[ …]

ЧЕЛОВЕК (как биосоциальный вид). Как биологический вид Homo sapiens Ч. плохо приспособлен к жизни в естественной окружающей среде. Он не выносит температуры ниже 15 °С и выше 35 °С; не может более 5 дней обходиться без воды; скорость его передвижения не превышает 10-15 км/ч; он беззащитен перед хищниками — не имеет ни клыков, ни рогов, ни сильных копыт, ни защитного панциря; угол зрения у Ч. узкий, он плохо видит в темноте; репродуктивные способности Ч. также весьма ограниченны — не более 1 детеныша в год. Поэтому, чтобы выжить и тем более стать «видом номер один» на планете, Ч. должен был адаптировать среду обитания к своим потребностям. Это ему удалось, потому что Ч. — не просто биологический, а биосоциальный вид.[ …]

С момента появления человека как биологического вида роль информации в обществе постоянно возрастала. Сначала это была передача жизненно важного опыта — информации о съедобных растениях, основах охоты, устройстве жилища, лечении недугов. Однако структура общества непрерывно развивалась. Если вначале оно было представлено племенами, то затем возникли общины, царства, государства. Сначала информация была сконцентрирована только внутри этих структур, но с развитием транспорта и средств связи мир постепенно превращается в сложную и неоднородную, но единую структуру. Сегодня уже можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. Этот процесс объединения часто называют глобализацией.[ …]

Совокупности популяций различных видов в экосистемах создают устойчивые биогеохимические циклы, благодаря которым поддерживается постоянство современных сред жизни — почвенной, наземной и водной. Экосистемы способны к саморегуляции, восстановлению равновесия численности популяций многих видов, взаимодействующих между собой в биоценозах. Особое значение для гомеостаза экосистем имеют трофические отношения между видами. В природе закономерно сочетаются численности видов, представляющих основные экологические группы организмов: продуцентов (растений), консументов (животных) и редуцентов (бактерий и грибов). Чем более разнообразными видами представлена каждая группа, тем устойчивее экосистема в целом, благодаря взаимозаменяемости видов. В биогеоценозах многообразие биологических видов поддерживает устойчивые круговороты биогенов, химических элементов, входящих в состав живых организмов (кислорода, углерода, водорода, азота, фосфора, кальция, серы и др.), благодаря которым осуществляется усвоение и трансформация солнечной энергии в биосфере, получение ресурсов и переработка отходов.[ …]

Современное состояние человека как биологического вида характеризуется еще целым рядом медико-биологических тенденций, связанных с изменениями в городской среде: рост близорукости и кариеса зубов у школьников, возрастание удельного веса хронических заболеваний, появление ранее неизвестных болезней — производных научно-технического прогресса: радиационная, авиационная, автомобильная, лекарственная, многие профессиональные заболевания, и т. д. В большинстве своем эти болезни есть результат воздействия ан-троногенно-экологических факторов, которые рассматриваются во второй части учебника.[ …]

Одним из важнейших признаков экологической устойчивости вида является постоянство его численности и постоянное сбалансированное взаимодействие с другими видами экосистемы и компонентами окружающей среды. Человечество как биологический вид не отвечает этому требованию. Обобщенный взгляд на человека со стороны окружающей его живой природы достаточно ясен: это чрезвычайно многочисленный, могущественный, безжалостный, жадный и нечистоплотный хищник, который уничтожает всегда больше, чем может съесть, и с которым лучше не иметь дела. Может быть, еще точнее сравнение с паразитом, который уничтожает своего единственного хозяина и тем самым обрекает на гибель самого себя. На планете Земля нет ничего страшнее человека. Таким образом, мы — Homo sapiens — не только маргинальный, но и криминальный вид. В книге «Экологические проблемы» (1997) он назван видом-гангстером. [ …]

Под популяцией понимаетоя народ, группа лпдей, группа ооо-бей левого вида организмов. Организм, орган, клетка и ген — это главные уровни организации жизни. Сообщеотво вклвчает вое популяции и отдельные биологические виды и характеризует жизнь во воем её разнообразии.[ …]

Загрязнителем может быть любой физический агент, химическое вещество или биологический вид (в основном микроорганизмы), попадающие в окружающую среду или образующиеся в ней в количестве выше естественных. Под атмосферным загрязнением понимают присутствие в воздухе газов, паров, частиц, твердых и жидких веществ, тепла, колебаний, излучений, которые неблагоприятно влияют на человека, животных, растения, климат, материалы, здания и сооружения.[ …]

Стандарты качества окружающей среды представляют собой аналоги ПДК для других биологических видов. Как правило, они устанавливаются для наиболее чувствительных к воздействию в данной экосистеме видов. Такие виды называют обычно биоиндикаторами.[ …]

Человек является биосоциальным существом и в то же самое время — представителем биологического вида «Человек разумный» (Homo sapiens), принадлежащего к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, семейству гоминид. Другие семейства, входящие в отряд приматов, — это понгиды — крупные человекообразные обезьяны (орангутаны, шимпанзе, гориллы) и хилобатиды — малые человекообразные обезьяны (гиббоны).[ …]

Жизнь на Земле однотипна в том смысле, что генетический код любого организма, любого биологического вида состоит из сходных органических соединений. Несмотря на это сходство, жизнь на Земле удивительно разнообразна. Ученым известно сегодня около 2 млн биологических видов, из них 20% — растения, 80% — животные.[ …]

Решающие биотические элементы естественных экосистем не отдельные организмы, а популяции. Каждый биологический вид представляет собой сложную экологическую систему — систему популяций. Разные части ареала (т.е. районов обитания вида) отличаются друг от друга не только географически, но и по составу группировок внутри вида. Каждая группировка имеет свои генетические, морфологические и физиологические особенности. Такие группировки и называются популяциями. Популяция — группировка особей одного вида с общим генофондом, сходной морфологией и единым жизненным циклом. [ …]

В результате нарастания самоускоряющихся негативных процессов (демографического взрыва, уничтожения биологических видов и целых экосистем, истощения природных ресурсов, а также загрязнения окружающей природной среды) биосфера в наше время оказалась в состоянии экологического кризиса и даже более того — на грани экологической катастрофы (см. разд. 1.1.2). Главными чертами этого кризисного состояния являются: истощение ресурсов, перенаселение, а также загрязнение биосферы ксенобиотиками, т. е. чуждыми для нее веществами. Основные критические процессы в биосфере — это достижение человеком и значительное (в наши дни на порядок) превышение порога энергетического лимита; разрушение природных экосистем.[ …]

Охране подлежат все животные, если понимать эту проблему широко, включая и управление численностью. Потери любого биологического вида — крайне нежелательное явление для биосферы и в целом. Каждый вид обладает только ему присущими свойствами, и трудно предсказать, какие свойства любого вида и для каких целей окажутся полезными для человечества в будущем. [ …]

Многочисленность и разнообразие обитателей планеты соответствует разнообразию экологических ниш в биогеоценозах. Миллионы биологических видов — основной ресурс и базис устойчивости (гомеостаза) биосферы. При описании структуры и свойств экосистем первыми обычно указывают показатели видового разнообразия. Кроме этого, рассматривают структурное разнообразие, характеризующее множество микроместообитаний и экологических ниш, и генетическое разнообразие внутри популяций. Все эти показатели важны для формирования адаптационных возможностей экосистемы. Охрана биоразнообразия нашей планеты является актуальнейшей задачей современности, так как в связи с техногенными воздействиями на природные экосистемы многие виды вымирают. Этот процесс катастрофически ускорился в XX веке и ведет к потере устойчивости отдельных экосистем и биосферы в целом.[ …]

Как известно, гумус является продуктом трансформации солнечной энергии для получения продуктов питания, важнейшим источником биологического вида энергии. Гумусовые вещества активизируют процессы почвообразования, накопления азота, фосфора, серы и многих других макро- и микроэлементов питания растений.[ …]

Когда я рассказал все это далеко не научной аудитории, то впервые понял, что нашел верный ответ на вопрос, зачем нужно охранять редкие виды. В науке и технике человек достиг необычайных высот: он расщепил ядро, вышел в космос, практически заменил мозг компьютером, научился по старым чертежам и рисункам восстанавливать полностью уничтоженные памятники архитектуры и искусства (прекрасный пример — восстановление храма Христа Спасителя в Москве, взорванного в 1931 году). Говоря техническим языком, он «восстановлению не подлежит». И не следует надеяться, что в далеком будущем в процессе эволюции вновь возникнет вид, аналогичный исчезнувшему. Эволюция, как и история, необратима. Поэтому отношение к каждому виду, находящемуся под угрозой исчезновения, должно быть особенно осторожным, бережным, любовным.[ …]

Сельскохозяйственные экосистемы — это не только продукт природы, но и объект человеческого труда. В них человеку отводится двоякая роль. Как биологический вид он является компонентом экосистемы (биогеоценоза), а его сельскохозяйственная деятельность — экологическим (биогеоценотическим) фактором, оказывающим сильное влияние на природу.[ …]

Увеличение масштабов производственной деятельности обусловило усиление негативного влияния человека на природную среду как среду обитания данного биологического вида и соответственно поставило под угрозу его жизнь и здоровье, а следовательно, благополучие настоящих и будущих поколений людей. Поэтому на рубеже 50-х годов двадцатого века возникает и получает развитие новая форма отношений — защита окружающей природной среды. Для этой формы характерным является центральное положение человека, его жизни, здоровья, прав на здоровую и благоприятную природную среду в разрабатываемой государством природоохранительной политике.[ …]

Экология (оикос — жилище, логия — наука) как наука о структуре и функции природы развивается с начала XX века. Она исследует взаимосвязь человека и других биологических видов с окружающей средой, рациональное использование природных богатств и расширенное воспроизводство природных ресурсов /2/.[ …]

Поскольку природа едина и разделить ее на живую и неживую составляющие можно лишь условно, то экологический мониторинг как бы объединяет геофизический и биологический виды мониторинга. Задача экологического мониторинга состоит в обнаружении в экосистемах действий антропогенных факторов на фоне естественных флуктуаций. Экологический мониторинг может осуществляться при различном уровне охвата территории: на региональном уровне, на уровне промышленного объекта, города и т.п. Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия “информационный портрет экологической обстановки”, который представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, характеризующих обстановку определенной территории. По уровням охвата территории в системе экологического мониторинга различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг.[ …]

Биоразнообразие обеспечивает человека продовольствием, поддерживает его здоровье — около 25% лекарств в США включают химические компоненты, полученные из диких видов, а во всем мире таких лекарств продается на сумму более 40 млрд. долл. ежегодно. Генетическое разнообразие — основа урожайности сельскохозяйственных культур. Птицы, насекомые и животные опыляют растения, которые человек употребляет в пишу. Многие биологические виды обеспечивают естественную борьбу с сорняками и грызунами, очищают воды, растения и микроорганизмы, возобновляют и обогащают почву. Здоровые экологические ландшафты фильтруют и регулируют водоснабжение пресной водой, предотвращают почвенную эрозию и наводнения, разлагают сточные воды и отходы. Глобальная экономическая и экологическая выгода биоразнообразия в мире оценивается на уровне 3 трлн. долл. в год, что эквивалентно почти 11% годового мирового экономического производства. [ …]

Подводя итог вышесказанному (раздел четвертый гл. 12— 18), следует признать, что «человечество получило такую власть над природой, которая намного превосходит воздействие других видов, и человек как биологический вид уже не находится в равновесии с окружающей средой» (Ф. Дре, 1976).[ …]

Несмотря на то, что мы неотъемлемы от природы и, по словам Ф. Энгельса, «наоборот, всем своим существом, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее», развитие общества вывело биологический вид Homo sapiens из-под действия естественного отбора, межвидовой конкуренции, ограничения роста численности, необычайно расширило возможности приспособительного поведения и расселения людей. Развитие технологий и достижение индустриальной цивилизации создало стойкий миф о господстве человека над силами природы.[ …]

Эврибионты (от греч. — широкий и живущий) — организмы с высокой экологической валентностью, способные выдерживать широкие колебания экологических факторов без потери функциональных свойств. Большинство биологических видов является эврибионтны-ми по отношению к одним и стенобионтными по отношению к другим факторам среды. Напротив, стеноби-онты (от греч. — узкий) обладают узкой экологической пластичностью, что ограничивает возможность их расселения и обусловливает локальное распределение видов (узкие ареалы).[ …]

Твердые вещества, которые более вещественны, чем вода, обладают характерными поверхностями (см. 2-ю главу). Одни вещества годятся в пищу (то есть обеспечивают возможность питаться), другие — нет; все зависит от биологического вида животного. Встречаются и ядовитые вещества. Например, по мере того как фрукты и ягоды созревают, они преобретают значение пищи, и это задается цветом их поверхности. Однако пищевая ценность веществ часто воспринимается ошибочно.[ …]

С появлением и развитием человечества биосфера существенно изменилась. Она перешла в качественно новое состояние — ноосферу (сферу разума), где основным фактором, преобразующим природу, становится человек. Влияние человека как биологического вида на природу не столь велико, как его хозяйственная деятельность. Преобразовательная деятельность людей особенно ярко проявилась в развитии сельского хозяйства и промышленности. Антропогенное изменение природы нашло отражение в определении экологии как науки. Экология, по И. Элтону, — это теория создания измененного мира. Тот мир, в котором мы живем и частью которого являемся, непрерывно изменяется, и приостановить этот процесс невозможно из-за необходимости развивать сельскохозяйственное и промышленное производство. Поэтому человеческое общество нуждается в теории измененного мира, с помощью которой люди научились бы сочетать интересы развития сельского хозяйства и промышленного производства с необходимостью создания оптимальных условий для жизни на Земле в эпоху научно-технического прогресса.[ …]

Загрязнитель как вещественно-энергетический компонент, в соответствии с вышеизложенным, также рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «загрязнитель» -это любой природный или антропогенный (физический или информационный) агент, химическое вещество или биологический вид (например, микроорганизмов), попадающий в окружающую среду или возникающий в ней в количествах, выходящих за рамки естественного фона [72]. При этом «мерой» загрязнения данным агентом среды является степень отклонения от фоновых значений этого агента. Согласно этой трактовке любой новый для среды агент (даже если он не токсичен по отношению к биоте) рассматривается как загрязнитель. В узком смысле «загрязнитель» — это физический, химический или биологический компонент, попавший в среду техногенным путем и оказывающий вредное токсическое действие на биоту. Мы будем далее придерживаться узкой трактовки этого термина.[ …]

У человечества, конечно, есть еще возможность заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, при этом понижается качество продукции. Следовательно, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида («человека разумного») является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Отсюда вытекает важнейшая задача современной цивилизации — скорейший переход к контролируемому использованию природных ресурсов и систем с максимально возможным их сбережением. [ …]

Таким образом, рациональное природопользование в современных условиях — это такая система хозяйственной деятельности общества, при которой достигается неисчерпаемость его энергетической и сырьевой базы в сочетании с сохранением параметров среды обитания, необходимых человеку как биологическому виду и разумному социальному существу.[ …]

Люди стали задумываться над тем, каково влияние загрязнения воздуха на здоровье человека, лишь в последние десятилетия, но его влияние на растения изучают уже свыше ста лет. Причиняемый растению вред может быть самым различным — от незначительного повреждения до полной гибели. Он зависит от биологического вида и состояния растений, а также от химического состава загрязняющих веществ, их концентрации и продолжительности воздействия.[ …]

Нехарактеризуемые ценности не могут быть включены в обычный в экономике расчет стоимости. Они представляют ценность для жизнеобеспечения природных систем. Леса, степи, реки, озера и океаны осуществляют, смягчают и стабилизируют атмосферные и гидрологические циклы и круговороты минеральных элементов. К этой же категории относится присущая биологическим видам ценность, ценность туземной культуры, красоты природы и множество эстетических ценностей, которые со временем получают признание людей. Нехарактеризуемые категории являются личными и общественными ценностями, а не частными рыночными, с которыми они очень часто приходят в конфликт.[ …]

Главной объединяющей силой экономики и экологии является сам человек. Он — главный двигатель экономики, ее единственный субъект и почти единственный конечный объект. Он — главное действующее лицо в производстве, экономическом обмене и потреблении и вместе с тем — продукт экономических отношений и социальной организации общества. Но одновременно человек как биологический вид Homo sapiens (Человек разумный) — крупное плотоядное млекопитающее из семейства гоминид — продукт и часть природы, самое могучее и деятельное создание биосферы, которое тем не менее подчинено законам экологии и находится в огромной зависимости от условий окружающей среды и других живых существ — растений, животных, микроорганизмов. [ …]

Кислород нужен для окисления и разложения многих соединений и организмов. Если из воды удаляются значительные количества растворенного кислорода, то параметры среды изменяются и те организмы, которые дышат кислородом, оказываются в условиях, когда дыхание затруднено. Согласно международному соглашению, для поддержания жизнеспособности водной фауны вода в своей массе должна содержать примерно 5 млн-1 растворенного кислорода. Ниже этого уровня количество биологических видов ограничено и их пониженная активность становится очевидной.[ …]

Человек в XX веке направил в антропогенный канал поток биосферной энергии. В начале XX века человечество потребляло примерно 1% чистой биосферной продукции, в конце того же века эта цифра увеличилась в 10 раз. В результате деятельности человека нарушаются биогеохимические циклы: нарушаются фитоценозы и уменьшается их продуктивность; увеличивается доля гетеротрофного звена в экосистемах, часть биомассы растений изымается из круговорота в пользу человека. Кроме того, накапливается громадное количество отходов, деструкция которых природными редуцентами невозможна. Катастрофически нарастают процессы деградации природной среды. В 1900 году естественные экосистемы были разрушены на 20% суши, сейчас — на 63% суши. Разрушаются также морские экосистемы, начиная, прежде всего, с внутренних морей. Многие виды живых организмов исчезают с лица Земли. Перечни редких и исчезающих биологических видов («красные книги») содержат тысячи наименований.[ …]

В результате бурной техногенной деятельности, необдуманного отношения к окружающей среде, бесконтрольного научно-технического прогресса, усиленного давления на природу, хищнического использования природных ресурсов Земли отчетливо видны возникшие глобальные экологические проблемы, составляющие общего экологического кризиса: загрязнение атмосферы, гцдросферы, литосферы вредными техногенными отходами; изменение климата, в первую очередь, его потепление за счет «парникового эффекта», с последующей возможностью затопления значительных заселенных территорий; разрушение озонового слоя в атмосфере и возникновение опасности воздействия коротковолнового ультрафиолетового (УФ) излучения, губительного для всего живого на Земле; истощение материальных и природных ресурсов; уничтожение лесов, образование пустынь; обеднение биологических видов флоры и фауны; рост населения планеты и обеспечение его продовольствием, жилищем, одеждой; распространение вирусной заболеваемости среди регионов; нарушение генетической целостности ландшафтов; эстетические и этические аспекты деградации окружающей природной среды; несоответствие восстановительных способностей природы и техногенного воздействия и т. д.[ …]

Конспект по биологии на тему «Вид и его критерии» (9 класс)

Биология. 9 класс. Урок №32. Дата_______. Учитель: Ярощук А.В.

Вид и его критерии. Лабораторная работа № 4. «Изучение критериев вида». Текущий инструктаж по ТБ

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

Сформировать понятия «вид», «критерий вида».

Задачи урока:

а) Образовательные:  

  •  Изучить понятия «вид», «критерии вида»

  •  Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.

  • Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.

б) Развивающая:

  • Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории

  • Прививать интерес к биологии через проведение лабораторной работы и работе с дополнительным материалом

в) Воспитательная:

  • Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении  

  • Воспитание культуры общения

  • Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

— Прежде чем начать изучение новой темы назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой.

— А теперь обратите внимание на следующий слайд: название этого вида животного – медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое – к видовому.

— Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия.

— В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

  1. Еж обыкновенный

  2. Лисица обыкновенная

  3. Медведь гималайский

  4. Хомячок джунгарский

  5. Заяц-беляк

  6. Медведь бурый

  7. Хомячок сирийский или золотистый

  8. Заяц-русак

  9. Еж ушастый

  10. Лисица обыкновенная

— Давайте проверим.

— А как вы думаете, правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц-русак зимой? (ответ учащихся).

— Какой вывод можно сделать по результатам выполнения всех заданий по актуализации знаний?

Вывод:

  1. Для обозначения вида используется двойное название, где сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название.

  2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам, способам питания и др.

  3. Сходные виды объединяются в один род.

  4. Вид – это основная категория биологической классификации.

Исходя из всего сказанного, определите тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Вид и его критерии»

  1. Изучение нового материала.

— Мы постепенно подошли к изучению нового материала.

— Так что ж такое вид и каковы его критерии?

— Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук.

Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение вида:

« Вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм».

— Сравните это определение с тем, что дается в вашем учебнике (стр. 51).

— Чем они отличаются?

— Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рэй в 17 веке. Но основная работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в 18 веке.

Вид по Рею— это наиболее мелкие совокупности организмов, тождественных морфологически, тождественно размножающихся и дающих потомство, сохраняющее эти свойства.

К. Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная. Все особи вида имеют типичный морфологический облик, а вариации представляют собой случайные отклонения, результат несовершенного воплощения идеи вида. Виды неизменны, неизменна природа. Идея неизменной природы покоилась на концепции креационизма, которой все сущее было сотворено Богом. Формула Линнея: «Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное существо».

Другая концепция принадлежит Жану Батисту Ламарку.

Жан Батист Ламарк считал, что виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей, поскольку в природе нет ничего кроме особей. Индивидуальная изменчивость непрерывна, поэтому границу между видами можно провести и здесь, и там – где удобнее.

И третья концепция подготавливалась в первой части 19 века, она была обоснована Чарльзом Дарвином и последующими биологами.

Чарльз Дарвин считал, что виды имеют независимую реальность. Вид не однороден, представляет собой систему соподчиненных единиц. Среди них основная элементарная единица – популяция. Виды изменяются, они относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.

— Таким образом, понятие «вид» имеет длительную историю становления в биологической науке.

— Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Почему так происходит, существуют ли точные строгие критерии, которые помогли бы разрешить все сомнения? Что же такое «вид»?

Биологический вид – это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.

Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого.

— Для характеристики вида используют пять основных критериев (признаков):

Морфологический критерий

Заключается в сходстве внешнего и внутреннего строения организмов, относящихся к одному виду.

Позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам. Например, род смородина содержит несколько хорошо различающихся между собой по внешнему облику видов смородины: черная, красная, золотистая, альпийская и др. У них различная окраска цветков и плодов, на побеге по-разному располагаются соцветия, имеются некоторые отличия в форме листьев.

Есть виды, морфологически почти неотличимые, так называемые виды-двойники, которые не скрещиваются, генетически изолированы. Например, два вида черных крыс: у одного вида в кариотипе 38 хромосом, а у другого 42 хромосомы.

Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому.

Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях

Генетический критерий

Каждый вид имеет определенный набор хромосом – кариотип, который отличается количеством хромосом, их формой, размерами, строением.

Данный критерий не является универсальным, так как:

Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.

Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза.

В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.

Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.

Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция:

  • разные сроки размножения;

  • по разному устроены половые аппараты;

  • сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку;

  • если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным.

  • если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка)

Физиологический критерий

Особи одного вида сходны по всем физиологическим процессам — питанию, дыханию, выделению, размножению. Но есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.

Фиксирует неодинаковость химических свойств разных видов. Так, все виды смородины специфичны по составу белков, сахаров и др. органических соединений в клетках растений, что легко выявляется даже по вкусовым качествам их плодов, по аромату цветков, плодов, листьев, почек, коры.

Экологический критерий

Позволяет различать виды по комплексу абиотических и биотических условий, в которых они сформировались, приспособившись к жизни. Так, смородина черная возникла в условиях значительного почвенного увлажнения, ее естественные заросли нередко встречаются по берегам рек, в низинах, на разливных лугах, тогда как, смородина золотистая сформировалась в засушливых условиях остепненных предгорий и на влажных местах не произрастает. В искусственных насаждениях (садах и парках) эти оба вида выращиваются рядом, но они цветут в разные сроки: смородина черная цветет ранней весной, смородина золотистая – в первой половине лета.

Географический критерий

Свидетельствует о том, что каждый вид обладает своим ареалом. Например, ареалом смородины черной являются северные регионы Евразии, тогда как ареалом смородины золотистой – центральные территории Северной Америки, смородины тяньшаньской – лесной пояс гор Центрального Тянь-Шаня в Средней Азии.

Итак, видовые критерии, по которым мы отличаем один вид от другого, в совокупности обуславливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие их в природе. По сути, в выработке этих изолирующих видовых признаков и заключается процесс формирования видов. Именно по этому, изучение видовых критериев имеет большое значение для понимания механизмов процесса эволюции, происходящего на нашей планете.

— Давайте попробуем сформулировать вывод:

1. Видовые критерии, по которым отличается один вид от другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие их в природе.

2. Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.

3. К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:

А) различия ареалов, мест обитания – невозможность встречи;

Б) разные сроки размножения;

В) различия в строении половых органов;

Г) нежизнеспособность или стерильность гибридов;

Д) разные ритуалы «ухаживания» в период размножения.

4. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

  1. Закрепление

Лабораторная работа № 4. «Изучение критериев вида».

Цель: изучить критерии вида, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия.

Материалы: живые растения или гербарные материалы (изображения) растений разных видов одного рода (например, клевер ползучий и клевер луговой).

Ход работы

  1. Рассмотрите растения двух видов одного рода.

Клевер луговой Клевер ползучий

  1. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и других органов двух растений. Выявите сходство и различия между ними. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)

_____________________________

_____________________________

Род растения

Тип корневой системы

Листья (простые, сложные)

Жилкование листьев

Листорасположение

Стебель (древесный, травянистый – прямостоячий, стелющийся, вьющийся)

Цветок или соцветие

Плод

Черты сходства двух видов: _________________________________________________________________________

Черты различия двух видов: _________________________________________________________________________

Дайте ответы на вопросы.

  • О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?

  • Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений?

  1. По результатам работы сделайте вывод.

Дополнительная информация

  1. Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.

  1. Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.

  1. Домашнее задание

— Прочитать параграф 17, ответить на вопросы к параграфу.

Онлайн урок: Вид. Критерии и структура. Видообразование. Популяции по предмету Биология 9 класс

Для каждого вида организмов характерны свои характерные черты и свойства, которые называются признаками вида.

Признаки вида, с помощью которых один вид можно отличить от другого, называются критериями вида.

Критерии вида позволили разобраться в близких, родственных группах животных и растений. 

Основные критерии вида:

  • морфологический
  • генетический
  • физиологический
  • биохимический
  • географический
  • экологический
  • этологический

 

Важно отметить, что ни один из ниже рассмотренных критериев вида не является главным или наиболее важным.

Для четкого разделения видов необходимо их тщательное изучение по всем критериям.

Разберем подробнее каждый из критериев вида.

Критерии вида.

1. Морфологический критерий вида.

Под ним подразумевается сходство внешнего и внутреннего строения особей вида и их отличия от представителей других видов.

То есть достаточно легко отличить березу от одуванчика, мы с уверенностью скажем, что это разные виды растений.

Но это эволюционно далекие друг от друга виды, поэтому здесь и нет трудности в определении того, что это разные виды.

Относительность критерия:

Существуют близкородственные виды, которые по внешнему виду практически не отличаются, к примеру куница и соболь, лютик ползучий и лютик едкий, если вы не биолог, то и отличить этих организмов будет достаточно сложно.

Так же существует в животном мире такое свойство как половой диморфизм— анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, особенно это ярко проявляется у класса птиц.

Вот посмотрите, утка-кряква самец и самка, по внешнему виду совсем не похожи, но это один вид:

Или другой пример, гадюка обыкновенная представлена множеством цветовых форм (черные, серые, голубоватые, зеленоватые, красноватые и другие оттенки).

Еще один фактор относительности этого критерия заключается в том, что в процессе эволюции образовались так называемые виды-двойники, которые морфологически не отличаются, однако отличаются по генетическим признакам, то есть у них разный хромосомный набор (разное число, форма, окрашивание хромосом).

Примеры видов двойников: у черных крыс имеется два вида- двойника; у малярийного комара- девять видов-двойников, бабочка данаида-монарх и бабочка вице-король, виды-двойники усачей.

Пример видов-двойников бабочка данаида-монарх и бабочка вице-король.

В отличии от вице-короля у монарха присутствуют рыжие пятна на краях верхних крыльев и ряд белых пятен, а по чёрной кайме обоих крыльев идёт тройной ряд белых точек, у вице-короля он двойной.

Также в природе есть такое явление как мимикрия- подражательное сходство некоторых животных, главным образом насекомых, с другими видами, что обеспечивает им пассивную защиту.

Человеку, далекому от биологии,  достаточно сложно отличить один вид животного от другого. Например, явление мимикрии на примере пчелы и мухи-журчалки — при сравнении эти насекомые вовсе не похожи друг на друга, но хищным птицам так не кажется, в результате безобидная муха находится «под защитой образа пчелы»:

Таким образом, морфологический критерий является недостаточным для определения видовой принадлежности особей.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть